Уральская одиссея
часть 3
Утро теплое, и в меру солнечное. Собираем лагерь и выдвигаемся в сторону Большого Щучьего озера. До него порядка 10 км. Мы уезжаем снова вперед, чтобы не глотать пыль от машин и не тормозить их в бродах. Речки становятся более каменистыми, практически все приходится переходить пешком, подстраховывая друг друга от случайного падения.
Но вот случилась неприятность. На крутом подъеме Володя немного не рассчитал траекторию и слегка приложил мотоцикл. Вполне рядовая ситуация – поднялся сам, поднял мотоцикл, поехал. Но в этот раз что-то пошло не по плану. Ногу чуть выше мотобота прижало к выхлопному колену глушителя, и высвободить ее быстро никак не получалось, т.к. голенище зацепилось за экранирующий щиток. В итоге – сильный паровой ожог икры чуть выше края мотобота, жар выхлопа и мокрые мотоштаны сделали своё дело. Обожжённое место конечно обработали и забинтовали, но место травмы очень неудачное, как раз возле края голенища. С таким количеством бродов рассчитывать на сухие ноги не приходится, а постоянно мокрая повязка не будет способствовать заживлению раны. Но что получилось, то получилось.
Докатились до страшного и ужасного болота, которым еще Женя Сказка пугал. Да, для машин оно, конечно, не очень. Сложность еще в том, что лебедиться на болоте совершенно не за что, а ковер, как оказалось, уверенно держит лишь мотики, но не машины. Надо сказать, что ехать по такому болоту довольно страшно. Жидкие травинки не вызывают уверенности в надежность ковра, но он, на удивление, нас выдерживает. Но у этого болота, как оказалось, есть малозаметный «верхний» объезд. В итоге, мы проехали напрямки, даже не спешиваясь и без разведок, а машины, вовремя заметив «западню», выкарабкались на объездку.
Дорога стала чуть менее накатана, чаще встречаются небольшие болотистые лужи и колеи от гусеничной техники. Однако для мотоцикла все же основные (и единственные) сложности – это камни и течение в бродах. Машинам же наоборот. Так и едем – на суше отрываемся вперед от каравана джипов, в бродах они нас догоняют.
Вышли на какую-то горную долину. Это не то чтобы плато, или какая-то столовая гора, но довольно ровная местность, которая заканчивается крутым спуском в распадок Щучьих рек. Первая, малая Щучья, шустрая и каменистая река. Камни довольно большие, глубина напрямую по автоброду нам не подходит, есть риск утопить мотоцикл. Форсируем реку чуть по диагонали, по перекату. Дальше небольшой прогон мимо чума со стадом оленей. Олешки разлеглись прямо на дороге, приходится очень аккуратно по краешку их объезжать, стараясь не напугать. И вот уже Большая Щучья. Характер реки совсем другой. Мелкая галька, спокойное течение, глубина не выше колена и леденеющая, как из родника, вода.
Далее дорога идет прибрежной кромкой озера, по мелкой сыпучей гальке и заканчивается поляной с тремя красно-оранжевыми вагончиками. Это баня и два жилых балка. Установлены несколько лет назад для зимовки коренных народов-оленеводов. Состояние жилых балков можно охарактеризовать, как между «так себе» и «и так сойдёт». Поэтому не знаю, селятся ли они еще в них, или ставят чумы рядом. Но вот баня оказалась очень даже «живая». Это может пригодиться. В общем, приехали. Далее по берегу не то что на машинах, пешком пройти местами сложно. Озеро Большое Щучье – это уникальное озеро. Оно находится в глубокой тектонической расщелине и считается «местным Байкалом». Место, конечно, фантастически красивое. Озеро узкое, горы ныряют вводу и сразу уходят в глубину. Сказать, что вода холодная – это ничего не сказать. Она не пытается прогреться даже на сантиметрик. На склонах гор блестят пятна снежников. Даже снизу видно, что склоны усыпаны крупным курумом, от того горы выглядят сурово-темными.
Историческая справка: Большое Щучье озеро является крупнейшим по площади и глубине озером региона. Оно расположено в тектонической впадине, протянувшейся с северо-запада на юго-восток более чем на 25 километров, образовавшейся вследствие движения литосферных плит. Впадина включает в себя само озеро, большую часть русла реки Пырятанё, впадающей в озеро с северо-запада (единственный крупный ручей, впадающий в озеро), а также верховья реки Большой Щучьей, вытекающей с юго-востока, которая, сливаясь с притоками Сэрмалъяхой и Малой Щучьей в нескольких километрах ниже озера образует мощный поток, устремляющийся к Оби. Высота над уровнем моря — 185 м. Глубина Большого Щучьего доходит до 163 метров, Длина озера — примерно 13 км. Про это озеро у местного народа есть своя легенда.
Одна ненецкая семья жила на берегу озера. Отец охотился, ловил рыбу. Мать занималась домашними делами. Жизнь текла своим чередом. У охотника был сын. Мальчику было около трёх лет. Он очень любил играть на берегу озера, что-то строить на песке, собирать красивые камешки. И вот однажды, когда отец в очередной раз ушёл на охоту, мальчик вышел из чума и стал бросать в озеро камешки. Обиделось озеро на мальчика за такое неуважительное отношение к себе. Из водяной пучины выскочила огромная зубастая щука и проглотила мальчика целиком. Когда отец вернулся с охоты, то не нашел сына в чуме. Долго он искал его, кричал и звал, но всё было напрасно. Только будто кто-то большой прополз по отмели. Тогда отец сделал чучело из малицы мальчика и поставил его на берегу озера, а сам стал ждать. Ночью из озера появилась большая щука и поползла по песку к чучелу. Когда она уже была готова проглотить чучело, отец выстрелил в открытую пасть щуки из лука. Он подтащил щуку к себе, распорол ей брюхо и вытащил из него целого и невредимого мальчика.
С тех пор озеро и ненцы живут рядом, взаимно уважая друг друга.
На Большом Щучьем озере у нас запланирована дневка. Но она будет завтра, а сегодня просто свободный вечер. Ребята надули байдарку и попробовали половить рыбки с воды. Но непонятно, как можно ловить, если под тобой 160 метров. С берега тоже не очень клевало. Я тоже накачала пакрафт. Очень мне нравится эта лодочка. Легкая, мобильная, собирается быстро. Просто так кататься по озеру скучно, поэтому гребу на другую сторону с целью подняться к снежникам и посмотреть на всю эту красоту сверху.
Подъем начинаю вдоль ручья. Сейчас он совсем маленький, часть воды бежит в русле, часть сочится просто по земле. Чуть выше береговой линии расположился первый снежник. Он карнизом навис над ручьем, образовав ледяной грот. Выше заканчивается трава и начинается серая зона курума. Он крупный, и крутой. Но подняться можно. Иногда встречаются очень интересные камни, будто сложенный шифер. Периодически останавливаюсь полюбоваться новыми видами. С каждым метром подъема меняется окружающая картинка. Горы поворачиваются другим боком, облачка иначе обнимают склоны и солнце как-то особо подкрашивает долину, озеро по-новому начинает блестеть.
Довольно быстро и легко поднялась на полку под большим снежником. Тут вся земля напитана водой и изрезана импровизированными арыками. Все это течет и сочится к краю пропасти, и отвесными водопадиками срывается вниз. К краю подходить страшно. Темная вертикальная стена на сотню метров, а внизу ежик осыпавшегося курума. Сам снежник огромный, мокрый и холодный. Даже не знаю, снежник это и маленький ледник. Рядом еще один, но он какой-то розовый и с него стекает рыжая, видимо железистая, вода. Вообще, снежники только издалека такие беленькие. Снег тает, и вся накопившаяся пыль и грязь остаются разводами на белой гребенке его боков. Подняться или спуститься по самому снежнику тоже не получится – слишком крутой у них угол и слишком скользкая поверхность. Поэтому поднимаюсь дальше по узкой перемычке между снежниками и выхожу на следующую ступеньку. У этой горы пологая вершина, больше похожая на плато. Сама же маковка, как тюбетейка, приставлена сверху. С нее видны следующее ущелье и горная цепь за ним. Но наше, с озером, почему-то почти не просматривается, спряталось за перегибом горы. Тишина, умиротворенность и бесконечность…
Спустилась с закатом. Но на обратном пути через озеро меня неожиданно накрыл страх. Просто так, на ровном месте, без каких-то объективных причин. Страх, что с лодкой что-то случится, и я окажусь в ледяной воде. Ширина озера метров 500 от силы, а то и меньше, можно спокойно его переплыть, если бы не температура воды. Стараюсь грести быстрее, а в мыслях все пытаются посчитать, сколько времени я смогу продержаться и как быстро ребята на байдарке смогут до меня догрести. Всё, естественно, оказалось только напрасным страхом, который испарился, как только берег оказался в «пешей доступности». Бывает же такое.
Утром погода изменилась. Поднявшийся ветер дует в ущелье словно в аэродинамической трубе. По озеру носятся волны и о лодке даже думать не хочется. Хорошо, что я вчера не поленилась, и сходила на тот берег. После завтрака все разбрелись кто куда. Кто-то ушел искать счастья со спиннингом, кто-то пошел посмотреть на дальнейшую дорогу, я тоже ушла гулять на гору, посмотреть на озеро уже с этой стороны.
Подъем дался легко, несмотря на то, что иногда приходилось карабкаться по огромным камням и продираться через жесткие заросли березки и карликовой ивы. Было опасение, что спустится туча и закроет вершину, но тучи лишь иногда цеплялись за соседние вершины и то ненадолго. Надо сказать, что тут, на вершине, хоть и сильный ветер, но слабее, чем внизу. Вершинка, на которую я забралась, чуть ниже вчерашней, но зато можно подойти к самому краю, обрывающемуся в ущелье. Невероятная красота! Сверху всё озеро как на ладони. Берегов как таковых у него нет, горы сбегают прямо в воду. Скалы разрушаются, откалываются и срываются в пропасть ущелья. И только в самом дальнем конце видна небольшая полочка заболоченного берега. Там впадает ручей, питающий озеро. В противоположной стороне, у самой воды можно разглядеть наш лагерь. Отсюда он кажется игрушечным. В ту сторону, куда нам завтра ехать – высокогорная долина. Если сумеем подняться на нее от озера, то дальше поедем вдоль плавных холмов. Но дальше, на горизонте, вновь возвышаются темные, усыпанные курумом макушки гор. Так что впереди нас ожидает много всего интересного.
Спускаться стала по другой траектории. Прошла мимо рассыпавшейся горки, от которой остался только каменный ирокез. По наклонному болоту идти легко и мягко, камни под ногами не шатаются. Судя по следам, частыми гостями (а может и хозяевами) тут бывают олени. А вот следов хищников не видать. Да и зайцев, которых было видимо-невидимо всего пять лет назад, теперь и в помине нет. Два года назад случился мор, и все зайцы неожиданно вымерли.
Ну а вечером у нас баня. Самая настоящая, с вениками и парилкой. Кайф!
Продолжение следует.
|