От Варзуги до Поноя. Продолжение.
Сосновка -
довольно большой посёлок, сюда в летние месяцы даже приходит теплоход "Клавдия
Еланская" из Мурманска. Швартуется у острова, все пассажиры и грузы попадают
сюда в два этапа – сначала на лодки, а потом в посёлок. Обратно таким же
образом, лодка – теплоход.
Дома добротные,
улицы широкие. Есть почта. Связь осуществляется таксофоном (президентская
программа) или спутниковым телефоном, если у кого есть такой.
Разыскали Павла
Ваганова, у него самый видный дом. Снова развернули карту и он показал примерные
маршруты до Лумбовки и до Поноя. Сказал, что Поной можно пересечь только в паре
мест, поскольку там очень высокие и крутые берега. Однако, они в сторону Поноя
обычно морем ходят, а по тундре только вглубь материка. В Каневку, к примеру, и то только
зимой на снегоходах. Летом тундра почти непроходима.
Поблагодарили,
попрощались. Показательно переплыли реку и ушли в бескрайнюю тундру. Теперь уже
точно до самой Лумбовки мы никого не встретим. Првым делом пересекаем настоящее
шоссе – насыпь прямой как стрела дороги. Это фрагмент сталинской стройки №509. (http://www.hibiny.ru/news/ru/archive/11448)
Двигаясь по тундре стараемся придерживаться широкой колеи от МТЛБ, но вскоре
теряем её, так как на каменистой почве след не читается.
И снова речки,
снова каньоны, очень красивые небольшие водопады и перекаты. Идём маленькой
колонной -впереди Алексей, затем мы и Юра замыкающий. Движение
при пересечении речек по воде проблем
не вызывет, но спуститься в овраг или каньон, и подняться наверх весьма
непросто. Крутые скалистые берега не подпускают к воде, поэтому к большим рекам
в глубоких каньонах спускаемся по оврагам, впадающим ручьям и осыпям. Иногда
приходится пользоваться страховкой.
Надо сказать, что первая часть похода - это
история
поиска и потерь нужной колеи. То теряем её там где она должна быть, то
находим
её там, где быть не должно. Так и в этот раз, снова потеряли. Двигаемся
по
азимуту, через кочкарник, преодолевая спуски-подъемы через речки и
ручьи, с
треском проламываемся через кустарник, петляем в невысоком берёзовом
лесу. Неожиданно возникает накатнная дорога, которая выводит на
оленеводческую базу – кораль, и тут
же исчезает снова.
Идет шестой
день похода. Движемся на небольшом удалении от берега. Преодолеваем несколько
крутых спусков, один из которых на реке Даниловка.
В устье реки
Пялка пытаемся найти выход амазонитового камня в виде
скалы характерного зелёного цвета. Безрезультатно. Находим только избушку и
красивейшие скалистые берега. Делаем много фотографий.
Речные каньоны всё дальше вдаются вглубь материка, крутые
берега не позволяют пересекать их. Поэтому, чтобы избежать многокилометровых
объездов уходим в тундру, подальше от берега. А там так нелюбимые нами кочки,
из-за которых произошла первая крупная поломка – вездеход Алексея едва не
потерял колесо. Треснула переходная шайба между ступицей и воздушным каналом.
Срочно организуется полевой ремонт - в конструкции ДИФа предусмотрена
возможность выполнения сварочных работ от комплекта аккумуляторов и подключения
электроинструмента к встроенному инвертору. Алексей вскрывает колесо,
проваривает уставшую деталь и заваривает обшивку обратно. В это время все
остальные заняты приготовлением ужина и прочими хозяйственными делами. Через
пять часов можно ехать снова. На ночёвку встаём на ручье Глубокий (который
кстати не такой уж глубокий, но в нём тем не менее водится вкусная форель).
С утра снова идём по азимуту. Кочки, болота,
тундра. Устав ползать по кочкам, находим следующую ветвь стройки №509 и едем по
ней практически до реки Поной. Дорога местами зарастает кустарником и мхами, но
хорошо читается и едется. К тому же она отлично видна на космонимках. Мосты
давно развалились и сгнили, а вот короткие колышки, размечающие центральную
линию дороги, прекрасно сохранились. Удивительно, как будто недавно их
поставили.
Двигаясь на север, мы постоянно находились в
зоне весны.
Как раз у
очередного сгнившего моста мы должны были спуститься вниз по руслу ручья. Мимо
размывов, по поваленным деревям и кустарнику, рискуя опрокинуться. Алексей прошёл
первым и без страховки, мы пошли следом, для верности спилив пару сильно
мешающих стволов. Всё прошло удачно.
На ужин
приготовили уху из форели.
Следующим днём
достигли реки Поной...
Продолжение следует.
|