Ах это сладкое слово «днёвка»! Ходить, лежать, бродить, ловить, снимать, загорать и т.д. и т.п. И никуда не надо ехать!
Вечернее времяпровождение. Когда садится солнце, приходит вечерняя прохлада и нет дневной суеты о каких-то неожиданно неотложных делах. Время остановилось на несколько часов…
Днёвка продолжается, но уже в активном режиме. Новый день и новые приключения. На этот раз экскурсия в геологический посёлок. Туда-обратно 37 километров по зимнику.
Характер местности как-то изменился. Почва стала более вязкая, да и в болоте по колее уже не едется. Много где двигаемся рядом по лесу или по свежаку, стараясь не попасть в чужие следы.
Свернули с тракта в сторону базы геологов и мне резко взгрустнулось. Перед нами зимник, самый настоящий. По колее не поедешь – болото, от того пробираемся лесом. То слева от колеи, то справа. Если такой дороги 10 км, то мы только к вечеру туда доползем. А потом еще обратно… Но, наверное, нам проще чем Максиму на машине. Нам нужна только одна колея и мы можем между деревьями ездить. Но и он хорошо идет. Однако вскоре вышли опять на след ГТС и началась глубокая и грязная глиняная колея. По ней ехать тоже не ахти, но лес пошел прозрачный, по нему стало хорошо ехаться и настроение наполнилось оптимизмом.
Геологический посёлок – «База Северная» - оказался большой, прямо целый городок. Но из всех домиков, пригодны для жилья лишь пара, что у реки, да баня ещё. Остальные строения покосились, крыши прохудились, всё вокруг поросло травой и кустами. Лишь остовы механизмов да обилие ржавого металла напоминают о былом размахе деятельности.
Надеялись мы тут повстречать геологов, расспросить их с пристрастием, но не судьба. Они тут были, но ушли куда-то, видимо на дальний кордон. Пока ждали ребят на лодке (они пошли сюда водным путём), изучили поселок. Это даже не поселок, а целый город, с улицами. Но все поросло кустами, крыши домушек провалились и только размеры свидетельствуют о прошлом масштабе. Что удивительно, база явно не в спешке брошена. С нее увезено все, совсем все. С домов даже снята обшивка внутренняя. Обычно в брошенных домах остается не нужный хлам, какая-то утварь, не забранная хозяевами и не утащенная мародерами. Здесь же нет ничего, вообще ничего. Только голые стены. А вот в жилом домике наоборот уютно. Он явно посещается и оставлен постояльцами совсем недавно.
Изучив окрестности, уселись на берегу Цильмы ждать ребят на лодке. Максим тем временем ловит и отпускает рыбу. Клюет не крупная щука и мелкий хариус. Цильма больше Ашуги (на которой стоит Борковская), но вот вода здесь какая-то мутная, хоть и течение присутствует.
Вышка буровая. Сверху можно обозреть окрестности. Но я забираться не стал, боязно. Вдруг она решит-таки упасть…
А вот и вторая половина нашей экспедиции подгребает – Алексей и Рома, пришли на байдарке. Мы сюда по зимнику, а они по воде – по Ашуге да по Цильме. Цель достигнута, все погрузились в машину и в обратный путь.
Третий день на Борковской и новые впечатления. Продолжаем бродить по реке Ашуге.
В лагере жизнь бьёт ключом.
Комары и мошка зверствуют. В ответ - дымовая завеса.
Новый день, и ноги снова несут навстречу приключениям. На этот раз пешая прогулка к месту слияния Ашуги и Цильмы. Всего то километров шесть по прямой, по лесу. Нужды особой идти туда нет, разве что ради разведки местности и чистого любопытства.
Под конец немножко поплутали, но на место вышли. А там, на берегу, изба стоит. Довольно свежая и уютная. А вот дорога, что сюда подходит, очень уж старая и неезженая. Такое ощущение, что в последнее время лишь ГТС ходил сюда, года три назад и то один раз, материал для строительства завозил. По его следу мы как раз и шли.
Алексей вновь пошел на лодке, ну а мы собирались на рыбалку, но узнав про избу в устье Ашуги и дорогу до нее, ни минуты не думая, повернули туда. Дорога вполне читаема, хотя уже подзаросла. Встретились нам остатки моста-настила на ручейке. Значит это не просто рыбаками пробитая колея, а настоящая дорога. Но вот засада, она нырнула в болото и потерялась. Нет чтобы вернуться назад и найти потеряшку, мы же, посмотрев в навигатор, ринулись напрямки к реке, ибо тут осталось все пару сотен метров. Но… это была ошибка… кочки высотой почти по пояс, между ними непонятая субстанция, в которую наступать совсем не хочется. Но река то рядом! Ползли-ползли и выбрались на берег. Но и он счастья не принес. Разве что водички попили. По реке идти не получается, отмелей почти нет. Берега наглухо заросли ивовыми кустами. Местами настолько все плотно, что приходится ползти прямо по кустам, по веткам. Они жесткие, даже до земли не прогибаются. А избы все нет и нет. Вои уже и Цильма. Широкая, ровная, еле шевелящаяся. Уже чуть было не отчаялись, но увидали избу. Еще метров 200 по ивняку, и мы у цели. Столько сил и времени потратили, а всего-то надо было вернуться чуть назад и поискать дорогу.
Рядом старая избушка доживает свой век. Остался только сруб.
На обратном пути увидали приколоченный к берёзе кирзовый сапог. Поди и место это называют также – Сапог. А ещё на дороге была навалена довольно свежая медвежья куча. Так что топать и хрустеть валежником мы стали сильнее и разговаривать громче. На всякий случай…
Обратная дорога всегда легче, особенно когда не блуждаешь. Иду и рассматриваю лес. Среди березок и елей изюминками, вставлены здоровенные лиственницы. Сам лес чистый, почти без подлеска. И опять удивляюсь, что нет здесь старых завалов из упавших деревьев. Надо сказать, что вообще по тракту почти нет поваленных стволов. Раз в год кто-то проезжает, что упадет – уберут. Еще частенько встречаются большие пеньки от спиленных давным-давно лиственниц. Видимо вдоль дороги деловой лес пилили.
К вечеру у нас праздник. День рождения клуба «КЭП Маршрут». На столе праздничный ужин, в небо фейерверк. На поляне возле дороги поставили столб с памятной табличкой, посвящённой метеостанции Борковская.
Ну что ж, отдохнули, погостили на Борковской, пора в путь. Есть желание дойти до Нижнесульской побыстрее. Ну не знаю, это как получится. Дорожка то изменилась, всё же Тиманский кряж перевалили уже.
Снова пошла лесная дорога, снова болота, спуски и подъемы, крутобокие ручьи. Для начала проскочили через Ашугу (как помним, она протекает рядом с Борковской). Потом через Цильму. Она в верховьях больше похожа на располневший ручей, чем реку. Потом с переменным успехом пошли сухие и мокрые участки, с колеями и без.
Через Цильму когда-то был здоровенный мост, но от него давным-давно лишь остов остался. Но колея подсказывает, где найти объезд. Перемахнули легко, разве что спуск крутоват показался. А вот дальше лес сильно изменился. Колея ГТС больше не мельтешит перед глазами, но дорога не заросла. Наоборот, деревья вдоль дороги аккуратно подрезаны. Типа чистили дорогу, но, судя по высоте пеньков, это было зимой, по снегу. Мы перемахнули в Архангельскую область.
Болот стало меньше, больше мокрой колеи. Еще из засад – крутоватые ручьи стали встречаться. Сам ручей мелкий, а вот подъем на берег зачастую на лебедке. Один раз и мы не въехали, уж больно круто. Но народу много и ребята помогли вытянуть мотики наверх. А так бы пришлось полиспаст разматывать.
Снова избушки попадаются на пути. Вот эта, например, на карте называется «изба Кислый». Название вызвало шуточки разные, и не зря, дорога стала тоже кислая. Лес вокруг потемнел, заполнился кустами и гнилыми берёзами. Так что, глубокие колеи стали брать ходом, на объезды уходили реже. И ещё – если серединка меж колеями раньше была чистая, то теперь в густой траве попадаются косые палки и стволы. Приходится глядеть в оба.
Колеи стали более вязкие и глубокие. Местами даже коварные. Чуть не доглядел, и попал на лебёдку. Ну а мы то, на мотиках, всё бочком, бочком да поближе к лесу. Там нетронутый мох, человека и мотоцикл держит. Так и ехали.
Изба Дедкова.
Пересечь ручей – это целое событие. Участники и зрители зрелищем довольны. Машины поднимаются на лебёдке, а мотоциклы на стропе, с помощью коллектива. Фотография, к сожалению, не передаёт крутизны стенки.
И снова чвака. Но ничего, проехали везде ходом. На ночёвку встали поздновато, дотянув до более-менее сухого участка, где можно поставить палатку.
На этот раз со стартом не тянули, поскольку имеется желание доехать до Нижнесульской. А это 50 км по бездорожью. Невозможно угадать, как они дадутся, что ждёт впереди…
А впереди колеи, много травы, грязи, глины. И по сравнению с предыдущими участками, все более вязко. Но также есть неплохие скоростные перегоны. В общем, не соскучишься. Болота теперь непродолжительные и несильно мешают нам.
Изба Лешукова. Из-за высокой травы почти и не видать.
На месте станции Фоминская, на красивой излучине реки Сула, расположился добротный домик, с баней, сарайками разными. Вот только стекло разбито, то ли выстрелом из ружья, то ли ударом молодецким. Наверное от того, что дом заперт накрепко железной дверью. Может это медведь нашкодил, а может недоброжелатель какой из рода человеческого.
Снова избы-развалюшки, брошенные санки, и вдруг дорога выправилась. Исчезла чёрная мешанина, лес посветлел, вытянулись сосны. По сторонам расстелились беломошники. Мы в Нижнесульской.
Дом в Нижнесульской добротный, стоит на лиственничных сваях. Правда дверей нет совсем. Но стёкла в окнах остались и обстановка кой-какая сохранилась. Если уж припрёт, то можно переночевать. Да нам то что, мы ж в палатках. Нам и так хорошо.
Днёвка-днёвочка, ура! А это значит, что будет неспешная рыбалка, прогулка и песни у костра.
Поодаль расположилась банька, тоже в печальном состоянии, крыша даже провалилась. А рядом с ней скважина с минеральной водой. Труба с запорными вентилями прохудилась и вода под напором вытекает наружу. Минералка на вкус солоноватая, с гидрокарбонатным привкусом. Говорят, полезная. Набрали бутылку, будем пить в дороге.
Река Сула здесь набрала вологи, заспокойнела, но кто знает, что там за поворотом? Может порожек или перекат, за которым стоит рыба и ждёт, когда же придут рыбаки? Так и есть, к вечеру готова зачётная уха из щуки, окуня и хариуса.
Сегодня нам разбавили солнце короткими дождиками. Тучка пришла, вылилась и ушла восвояси, отчитавшись, что «дождь был». Температура почти не упала, все так же жарит под 25-27 градусов. После дождика пошла погулять по окрестностям. Нашла старое кладбище и что интересно, здесь на тракте, где редко кто бывает, могилки не заброшены! Судя по табличке, один дедушка умер 50 лет назад в возрасте 90 лет! Не плохо тут, на свежем-то воздухе жилось… А рядом похоронен какой-то летчик. И тоже табличка есть. Кстати, судя по огромной лысой поляне, тут была взлетная полоса. Не удивительно, ведь кругом все избурено геологами. Дороги какие-то от Нижнесульской паутиной во все стороны разбегаются.
Вот и настало время для последнего рывка. Сегодня вечером мы должны выйти к реке Мезени. И Печорский тракт устроил нам прощальное представление. Для начала парад техники, в виде прицепа и трактора на обочине, а затем длиннющие и глубокие колеи, наполненные жидкой глинистой жижей.
Вот уж где грязь на тракте, так это между Нижнесульсой и Косомской. Глининяная, скользская, мокрая и глубокая колея. Внизу она твердая, но иногда воды в ней слишком много. Местами, где уж совсем тяжко, есть объезды по лесу. Машины едут как по рельсам, можно и не рулить, все равно из колеи не выйдешь. Лес тут, в Архангельской области, заматерел, вытянулся, появился подшерсток, но и повалов стало много. Не везде можно по лесу объезжать. Нас спасает наличие межколейного бортика. Если с него не соскальзывать, то вполне нормально. Иногда находятся отличные объезды по просеке линии связи. Ну а где-то и мы в колею, и чешем как по рельсам…
Как прошли станцию Косомская (ещё один печальный домик), дорога изменила свой характер. Пошли беломошники, лес стал прозрачный, дорога приятная для движения.
Только прошли Косомскую, как у меня чего-то вдруг спустило переднее колесо. Дырка, вот так, на ровном месте и без объявления войны. Вот, наверное, единственная поломка на всем тракте. Так, отметились, перекинули камеру и помчали ребят догонять.
Вот и настал тот момент, когда мы смогли опустить руки в Мезень. Вода теплая, ласковая. Можно умыться, напиться, остудить разгорячённую душу. Печорский тракт пройден, и этого уже не отнять. Наши следы остались в памяти Тракта, Тракт остался в нашем сердце. Всё взаимно.
Вместо послесловия.
Мотоциклы HONDA, модели Baja и CRF230F. СЕРИЙНЫЕ. Установлены лишь багажники. Спереди и сзади обуты шины «Петрошина». Задняя шина т.н. «пятёрка» с прореженным протектором. Звёзды: XR250 - перед 12, зад 53 зуба; CRF230F - перед 11 зад 53 зуба (все они куплены в магазине). Цепи бюджетные, JT X-ring. По окончании похода замечены: на XR250 – некритичный износ цепи и ведущей звёздочки, на CRF230F – небольшой износ подшипников заднего и переднего колеса. И всё. Больше ничего не испортилось (прокол камеры не в счёт).
Участники: внедорожный клуб экстремальных путешествий «Маршрут» (КЭП «Маршрут»), в составе трёх машин (две машины NISSAN PATROL Y61 42”, одна NISSAN PATROL Y60 40”), и, соответственно, три экипажа: Алексей и Роман, Максим и Андрей, Евгений и Георгий. А также мотоциклетная часть команды, т.е. мы: Александра и Владимир.
Печорский тракт успешно пройден. Техника и люди показали себя с самой лучшей стороны. Мы все были как одна команда, несмотря на разный формат движения. В этом, я считаю, проявилась зрелость участников похода, способных преодолеть Я и стать Мы, а это многого стоит. И это ещё один итог, ещё одна заслуга Тракта. Поклон ему низкий. Спасибо!
15-31 июля 2020г.
Владимир Шильников, Александра Теплякова
Фото: В.Шильников, А.Теплякова
|