Для того,
чтобы отправиться в маленькое путешествие по Карельскому перешейку,
совершенно не обязательно иметь крутой джип с полным приводом.
Достаточно лишь набраться смелости и поехать на самой обычной
"девятке". В багажник брошены для самоуспокоения - ручная лебёдка,
дополнительная буксирная стропа, ножовка, топор, лопата (сразу скажу,
что ничего не пригодилось, кроме топора и ножовки, и то для заготовки
дров для костра).
Утром в
субботу, быстро-быстро выскочили из города.
Проехали Сосново, Лосево,
в Саперном повернули налево. Асфальтовая дорога прошла через Ромашки и вскоре
сменилась трясучим грейдером. Всё, можно расслабиться. Путешествие началось.
Первая точка - бывший финский районный центр Vuoksela.
От него остались лишь заколоченная кирха на частной территории и межевой камень,
некогда разделявший административные территории.
Прогулялись вдоль реки, взяли геокэшерский тайник.
Следующая остановка возле фундамента с остатками ворот. Возле
дорги вестовой столб. Поскольку
у нас были только лишь точки в навигаторе без подробных описаний,
поэтому ходили наугад
в надежде отыскать тайник. Впрочем не нашли,
но уже
само посещение этих мест вызвало интерес.
Попытались подъехать к острову Телячий, но
не смогли - опять
перегорожено. Зато остановились перед местом, где была паромная переправа.
Вуокса здесь весьма широка. Представил себе, как подъезжали крестьяне на
телегах, грузились на паром и под скрип механизмов и плеск воды неторопливо
преправлялись с одного берега на другой... Сейчас даже следов нет.
Далее направляемся вдоль реки. Дорога сузилась, в
лужах звенит под колесами
лед. Из встречного УАЗика настороженный взгляд - на кой
нас понесло на легковушке? Здесь просто так не ездят
- или рыбаки, или охотники,
а может и браконъерят потихоньку.
Оказавшись посреди намеченного пути, решаем остановиться
чтобы без спешки обустроить лагерь и отдохнуть. Ведь
сечас выходные и ничто нас не
торопит. Нашли красивое место, как раз напротив Шлюза
Гремучего. С наступлением
темноты на противоположном берегу загорелись яркие фонари. Там рыбку выращивают
и охрана не дремлет.
Наутро, прежде чем отправиться в путь, привязал к бамперу
здоровенную дубину чтобы льдом не повредило радиатор. Пригодился сей тюнинг или
нет, не могу сказать, но к моменту выезда на хорошую дорогу, кору со ствола
основательно ободрало. Многочисленные лужи покрывал
тонкий слой льда, который приходилось расталкивать
бампером.
Еще раз полюбовались
на Вуоксу - красивая река, и отправились в
путь. На карте нитка дороги изображена, вот по ней и пойдем.
Что интересно - на том берегу реки почти не встречалось
"памятников" войны. В смысле чтобы ДОТы, или какие либо другие монументальные
строения. Если фундаменты, то бывшие крестьянские хутора или еще какие
то
хозяйства. Одно непонятно, зачем нужно было их взрывать?
В лесу еще раз обнаружили знаки, разграничивающие области
бывшей финской территории. Добротные столбы с сохранившимися надписями. Сколько
они еще простоят?
На встретившейся развилке пошли направо, там дорога
показалась более накатанной. Все таки девятка не джип. Но дорога лучше
не стала - неглубокие колеи чередовались с замерзшими лужами. Одно хорошо, что дно плотное, ни разу не буксовали.
На
одном из лесных перекрестков нашли информационный щит с описанием бывшего
селения и кирхи
Нойнмяки. От неё
только фудндамент и ступеньки остались. А ведь была красивая, на высокой горе.
Взорвана в 1944 году...
Последняя точка нашего походика -
Вуоксенранта
(Озерское). Вот и
еще одна церковь, совсем целая. Заглянув внутрь можно увидеть и
представить, как выглядели памятники истории, недошедшие до нас.
Вот и все.
Далее Красный Сокол, Каменногорск, дорога на Выборг и домой, в Петербург. Хотя
нет, остановились ненадолго возле
очередной геокэшерской точки - скалы
и пещеры.
На
Карельском перешейке красота в каждом шаге, в каждом повороте старинных дорог. И
не хватит жизни чтобы все увидеть, почувствовать и понять.
Просто нужно здесь быть...
Октябрь 2009г.
|