Четверг, 02.Мая.2024, 18:39
Главная » 2022 » Декабрь » 21 » Уральская одиссея. Часть 7.
22:54
Уральская одиссея. Часть 7.

Уральская одиссея

часть 7

 

Как и обещал вчера наш «прогнозёр» погоды, с утра чуть прикапнуло дождем. На сегодня стоит задача грандиозная, но маловероятная – доехать до реки Няньворгавошь. Особенно учитывая, что у нас снова нет как таковой дороги, а есть только старая колея, и то виднимая лишь местами. Мы перебрались на западную сторону хребта, и теперь горы тянутся слева от нас. Справа же расстилается бескрайняя тундра, уходящая куда-то к Карскому и Печорскому морям. Едем вдоль подножия гор. Иногда приближаясь к ним вплотную, иногда чуть удаляясь, чтобы пересечь очередную, давно уже несчетную, речку. Ближе к горам реки прячутся в каньоны с отвесными стенками. Выбираясь из тесноты гор, они разливаются на множество рукавов и становятся куда более миролюбивыми. Растительность вокруг исключительно тундровая. Деревьев нет, и только иногда, в низинах рек, встречаются кусты ивняка. Видимо холодное дыхание Северного Ледовитого Океана так сказывается. Под колесами, в основном, расстилаются наклонные болота. Они довольно ровные, лишь иногда встречаются крайне неприятные участки с каменными кочками и дырами между ними. Топких линз и вязкой глины нет. Вес мотиков ковер держит, поэтому все болота проходим ходом. Уже настолько привыкли, что это уже не удивляет, а только оттягиваешься назад и газу поддаешь. Иногда болотный ковер начинает качаться, но сплетения корней настолько прочное, что держит не только нас, но и машины. Хотя не всегда, машины время от времени подрывают ковер и подсаживаются.

 

 

 

 

 

Черная дождевая туча все же накрыла нас. До последнего была надежда, что пройдет стороной, но нет, стена ливня обрушилась на наши головы. Но это не затяжной дождь в горах, после которого вспухают реки, это так, небольшие водные процедуры. Болота являются хорошим аккумулятором осадков и, чтобы они наполнились, нужен не один день дождя. Климат в этих местах континентальный – зима длинная и холодная, лето короткое, и жаркое. Начало августа – это как раз середина северного лета. В это время самый низкий уровень воды в реках и самые сухие болота.

 

 

По болотам мы едем значительно быстрее машин, что не скажешь про броды. Таких каменных россыпей, что были вчера в долине Хойлы, больше не встречается, но расслабиться броды не дают. Все они состоят из довольно крупных, круглых и безумно скользких камней. Даже пешком перейти сложно, постоянно поскальзываешься и норовишь искупаться. А тут ещё и мотики надо не уронить.

Так и едем, отрываемся от машин на болотных участках, доезжаем до первой речки, долго и упорно форсируем брод, затем отдыхаем на другом берегу, поджидая караван машин. При этом, стараемся не отрываться дальше, чем на прием рации. Но рации у нас не одинаковые по мощности, поэтому на приличном удалении мы ребят слышим, а они нас нет.

 

 

 

 

Интересно, что с этой стороны хребта совершенно не встречаются местные оленеводы. Ни чумов нет, ни оставленных стойбищ, ни даже оленьих следов. Вообще, из всех следов, перед нами мелькает только одинокий отпечаток протектора какого-то вездеходика на пневматических колесах. Его то мы и стараемся придерживаться, выбирая траекторию движения. Другой техники тут давно не проходило, по крайней мере летом. Движемся мы в сторону Инты, но не напрямую, а сильно прижавшись к горному хребту. Газовая дорога идет значительно северо-западнее от нас. По ней ехать хоть и быстро, но скучно. Также проблема в виде отсутствия мостов тоже там имеется. Хотя, через Усу есть частный паром, а остальные реки берутся либо в брод, либо по железнодорожным мостам. Но, в отличии от БАМа, здесь не принято ездить на машине по железке.

К вечеру, после брода через Среднюю Лагорту, на болотном подъеме одна из машин сильно провалилась. До этого они подсаживались, но легко друг дружку выдергивали из засад. А тут тянули двумя машинами, порвали трос лебедки и еле-еле вытащили на ковер. Хорошо, что нас предупредили по рации, и мы далеко не разбежались. Пока извлекали из болотного плена машину, мы присмотрели местечко для лагеря на берегу следующей речки, Левой Лагорты. Но мошки тут…. Одно хорошо, что она не столько кусается, сколько вьется тучей и лезет в глаза и уши. Тепло и влажно после дождя, и безветренно.

 

 

Низкие солнечные лучи окрасили горный хребет в нереальные закатные краски, подсветив и камушки на реке и облака, зацепившиеся за макушки гор. Очень красиво. Торопясь успеть захватить предзакатные лучи, побежала на ближайшую горку. Мы остановились практически в лесу – на этом берегу реки кустарник высотой с человеческий рост. Редкое для тундры явление. Зато есть дрова. Бегу, и при этом стараюсь производить побольше шума, чтобы случайно не встретиться с косолапым. Горка невысокая, взбежала на нее быстро успев до заката. Солнце, в последний момент, выпрыгнуло из-под тучи и село в чистое небо, что дает надежду на завтрашнюю хорошую погоду. Сегодня нас от души помочило. А вот как таковой дороги дальше не видно, все такая же еле заметная колея. Мы уже значительно спустились на юг и на глади тундрового ковра начинают появляться темные пятна леса и кустарника. Видимость километров на 20, а то и больше. Нет слов, которыми можно описать те чувства, которые испытываешь здесь, сидя на закате возле границы неба и земли, тундры и гор. Позади цепь горных вершин, спрятавшие свои макушки в сиреневых облаках, впереди – необъятный простор с пятнами озер и нитками рек. Тишина и вечность…

 

 

 

Надо сказать, что дорога все же пошла несколько лучше. Болота почти закончились, стало больше сухих пупырей и дорога, пробегающая по ним, представляет собой обычную грунтовку. Скорость нашего передвижения тоже выросла. Всё больше растительности возле рек, но как такового, таежного леса пока ещё нет. Коробочка впечатлений настолько уже полна, что горы и речки уже не вызывают тот щенячий восторг, что был все это время. Когда кажется, что вот оно, самое красивое место, а через пару километров, за следующей горой понимаешь, что нет, вот это красивее. А за следующим поворотом вновь понимаешь, что позади было красиво, но вот это, это просто чудо. И так далее, все 20 дней пути.

 

 

 

Сегодня целый день едем по склону Уральского хребта, по его наклонным болотам и небольшим пологим перевалам. Все так же, слева от нас цепь горных вершин, справа – тундра. Крупных рек не встречается, впрочем, как и живности, если не считать куропаток, которые все также же до последнего прячутся в траве и взлетают только тогда, когда их уже практически переезжаешь.

Наконец-то встретили первый оленеводческий чум. Пастух подошел к нам поговорить, уж больно диковинно выглядит наша команда в этих местах. Всё как обычно – кто, откуда, куда. Тут уже знают Инту, а где Воркута представляют плохо. А уж про Карское море только в школе читали. Снабжение оленеводческих бригад осуществляется, как правило, вертолетом, поэтому и дороги как таковой нет. Хотя, после первого стойбища, она стала куда как больше накатана. Это они (оленеводы) к друг другу в гости ездят на квадриках и самодельных пневматиках. Ну какие дороги, такая и техника. Все-таки расстояние между чумами 20 км, пешком можно, но долго.

Опять карабкаемся по наклонному болоту на очередной перевал. Заморосило, но это не дождь, это мы заехали в тучу. Мелкая пронизывающая морось и туман, спрятавшие от нас все красоты. Растянулась наша команда довольно сильно. Мы уже спускаемся, а кто-то ещё только на подъеме подсел. Рации уже с трудом дотягивают, поэтому останавливаемся ждать машины. Чтобы скоротать время, колдуем надо тучами, прогоняя их прочь. И вот уже закончило моросить и стали появляются дырки в тумане. Хороший признак, скоро распогодится.

 

 

 

К вечеру приехали на место зимнего стойбища оленеводов у реки Северная Харута, где и разбили лагерь. Ветки кустов аккуратно сложены в кучи, видимо, это заготовка дров. Но для меня так и осталось загадкой, как же зимой оленеводы обходятся с дровами. Ведь при сильных морозах этой кучки хватит от силы на пару дней. А чем топить дальше? Но, видимо, надо будет ещё разок съездить в тундру и порасспросить об этом оленеводов.

 

 

Ночью поднялся сильнейший ветер, но на этот раз все были к этому готовы и ни палатки, ни шатер не улетели. Зато с утра у нас снова солнышко.

Ну вот, наконец-то, к обеду третьего дня мы доехали до цели, поставленной у Баритового рудника – до реки Няньворгавошь. Река эта течет в довольно глубоком распадке. На спуске мы едва не потеряли дорогу, но вовремя сориентировались и повернули куда надо. Сама же дорога оказалась размытая, оставив лишь нам, мотоциклистам, одну колею для проезда. Но местные накатали объезд вездеходами, так что спустились все, без потерь. Сама река невероятно живописная, с холодной водой. Не буду писать, что она чистая, других тут нет. Миновав брод стали карабкаться в подъем. Дорога пробита в густом кустарнике и видимость весьма ограничена. Но вот, выскочив из зоны кустов, увидели встречный гусеничный вездеход. Это заброска туристов водников. Из Инты их забрасывают в верховья рек, и потом они на байдарках и лодочках сплавляются обратно до железки. Надо сказать, что водитель был крайне удивлен двум мотоциклам, поднимающимся к нему из долины реки. Как мы здесь оказались, откуда едем? А напоследок, весьма необычный вопрос последовал: «Еда-то у вас хоть есть?». Уж мне совсем не казалось, что мы как-то жалко выглядим, или смотрим голодными глазами. Кстати, оказывается, что на Инту идут две дороги, верхняя и нижняя. Нижняя короче, а верхняя лучше и нам посоветовали ехать именно ней. Где эти дороги расходятся? «Ну там будут деревья, километров через 10, вот у них надо взять левее, на малозаметную». Забегая вперед скажу, что развилки мы так и не нашли, но каким-то чудесным образом оказались именно на верхней дороге. Она довольно хорошо накатана и действительно похожа именно на дорогу, а не просто на след. Встречаются и довольно свежие следы, но, в основном, от гусеничной техники. Болот практически нет, только чуть-чуть, в низинах. Зато на верхушках сухо. Кое-где след режет узкая неглубокая колея, совсем невидимая в траве. Из –за неё иногда случаются неожиданные падения. Когда они накладываются на синяки, полученные на каменоломне, довольно неприятно.

 

 

 

 

Дождя уже нет, и трава подсохла, но мошка все же достает. Особенно в низинах, у рек. Но и на открытых участках её тоже не сильно-то сдувает. Однако это не мокрец, который настолько мал, что его даже не видно. Это крупная тундровая мошка, которая своим роем закрывает солнце. С закатом и понижением температуры она тут же пропадает.

До марганцевого рудника, тянуть не стали, разбили лагерь на небольшой речке Малый Хоймад. Метрах в 300-х ниже по течению виден старый домишко, видимо чье-то зимовье. Сегодня прошли довольно много и прилично устали. Однако, раз скорость движения возросла, то я все же решила поменять расшатавшиеся подшипники в переднем колесе. Они и на старте были не новые и досталось им за этот поход тоже прилично. Запасные в ЗИПе есть, ну а перекинуть их 10 минут.

Ребята подсчитали оставшееся топливо и были крайне удивлены расходу. По этим наклонным и не только, болотам он настолько возрос, что теперь уж точно надо поворачивать в Инту на заправку, да еще хватило бы доехать. У нас же расход увеличился ненамного, так что бензина нам хватает с лихвой. Однако почему бы тоже не взглянуть на город, раз появился такой шанс?

 

 

 

 

 

 

До марганцевого рудника, что стоит на реке Пачвож и с которого начинается грейдерная дорога в Инту, доехали без приключений. Вокруг начал появляться лес. В основном это красивый, прозрачный лес из негусто наставленных коренастых и невысоких лиственниц, с подлеском из красной смородины и жимолости. Она как раз поспела и очень вкусна.

 

 

Рудник с 2005 года не функционирует, но не брошен, а законсервирован. Оставленная техника аккуратно стоит под чехлами, домики охраняются сторожами. У меня сложилось впечатление, что-сторож-то один, а остальные – это просто его гости, приехавшие отдохнуть с Инты. Но может я и не права. Была еще слабая надежда разжиться здесь соляркой, но карьер не работает и топлива тоже нет. Так что впереди почти 100 км по разбитой грейдерной дороге, проезжаемой для любых машин. Мосты все на месте, кроме одного, который раньше ставился на время низкой воды и убирался при половодье. Сегодня воскресенье, и кого мы только не встретили. И Нивы с УАЗиками, и Камазы-вахтовки, и самоделки на больших колесах и недоприводные легковушки. Но быстро ехать не получается – вся дорога в очень глубоких ямах и давным-давно не видела дорожной техники. А пылища на ней стоит…

 

 

 

Город Инта расположен в 10 километрах от железнодорожной станции. Толи вечная мерзлота сильно пучит асфальт, толи следят за ним не очень, но зевать на этих асфальтовых километрах не приходится. Постоянно встречаются провалы асфальта, весьма оригинально обозначенные – повешенными на придорожные кусты светоотражающими жилетками. Вот такие у них дорожные знаки.

Историческая справка: Город Инта основан в 1932 году на месте открытых в начале XX века больших залежей энергетических углей. С 1940 года началось промышленное освоение Интинского угольного месторождения, являющегося частью Печорского угольного бассейна, тогда же образован посёлок Инта как база комплексной экспедиции по проектированию шахт. Название дано по расположению на берегу р. Большая Инта. Гидроним, в свою очередь, предположительно из ненецкого: «место, обильное водой, переувлажнённое место». Первые четыре года Интастрой занимался разведкой новых угольных месторождений, строительством шахт, а также создал энергетическую и ремонтно-механическую базу. Изначально шахты и железную дорогу строили заключённые лагерей ГУЛАГа. Добыча угля началась в 1943 году, и в том же году первый состав с интинским углём был отправлен в осаждённый Ленинград.

Сам город, к сожалению, особо посмотреть не удалось, хотя и проехали сквозь него. Но ехали как велел навигатор, а он решил не вести нашу колонну через центр города. Но впечатления все же сложились. Инта совсем не похожа на Воркуту, хотя тут тоже добывают уголь. Точнее добывали. Последняя шахта закрылась и перспективы у города довольно туманны. Но при этом кладутся новые тротуары, идет благоустройство дворов. Даже фасады у домов не облупились. Повсюду работают магазины и не видно брошенных и расселенных домов. Город строился в 30-40 годах прошлого столетия и особыми архитектурными изысками не блещет. Хотя его знаменитая водонапорная башня видна из разных уголков города.

 

 

 

 

Заправили баки, навестили магазин и едем обратно по трясучему грейдеру. С Инты на юг, на Печору, можно было бы поехать и по газовой дороге, на что у нас имелось заранее полученное разрешение. Но, во-первых, это не интересно, а во-вторых, через реку Кожим нет моста. В районе газовой дороги эта река весьма глубока и машинам её не переехать. Вроде как, чуть ниже по течению, где Кожим растекается на несколько рукавов, есть некая колея по островам и можно бы форсировать реку. Но со спутника она настолько не отчетлива, что надеяться на нее не стоит. Остается железнодорожный мост, но это только мотовариант. Поэтому поворачиваем в объезд.

 

 

С заходом солнца добрались до места лагеря. Ох и уморила нас эта тряска. Надо сказать, что в последние дни сильно торопимся, едем без дневок и отдыха. Из графика мы окончательно выбились, отпуска у многих закончились, и пора уже возвращаться на большую землю. Да и надо бы разгрузить багаж впечатлений, освободить место для новых эмоций. Я не скажу, что стало приедаться или надоело, нет, категорически нет. Скорее, красота первозданных и нетронутых гор, чистейших рек и даже велюровые ковры болот стали настолько естественными, что перестаешь им удивляться. А это значит, что надо сделать паузу и вернуться сюда снова через пару лет.

 

 

Сворачиваем с настоящей, отсыпанной дороги на весьма колеистую отворотку. Едется по ней легко, поверхность твердая. Наверное, внизу все же камень, а сверху он прикрыт довольно толстым слоем грунта. Это не воркутинская мягкая и жирная глина, это скорее торфо-земля. Видно, что тут периодически ходят вахтовки и они нарыли много продольных колей. Они не глубокие, но расслабиться не дают, подсекая переднее колесо. На одной такой колее Володя поскользнулся и довольно сильно приложился об землю. Экипировка отработала, всё части организма остались целые. Вот только сильно ушиб ногу, хотя кроссовый мотобот и смягчил удар. Ехать нам до цивилизации еще довольно далеко, большинство времени двигаемся стоя на подножках, а больная нога нам ну совсем не в тему. Спросили по рации, нет ли чего-нибудь холодненького в походном холодильнике, чтобы приложить к ушибленному месту. Так ребята наперегонки, кто быстрее, ринулись к нам – вот она, взаимопомощь!

 

 

Темп езды мы значительно снизили. Но зато от машин не так далеко отрываемся. Начался настоящий лиственничный лес. Он негустой и через него хорошо видны макушки хребта. То они были где-то далеко, почти на горизонте, а тут резко оказались совсем рядом. Ещё немного, и мы в них упремся.

Так и получилось. Из леса выскочили на берег реки, а практически сразу за ней начинает вырастать горный массив. Река хоть и широкая и течение быстрое, но переходится в брод легко. И редкий случай, когда камни в броде не скользкие. Уж не знаю от чего это зависит, но таких рек с нескользкими камнями нам попалось от силы штук пять-шесть. Вся же остальная тысяча бродов была как мылом намазана.

 

 

 

 

А вот один берег совсем не похож на другой. Нет, природа практически одинаковая, может только лес чуть по жиже пошел, но это и понятно, тут же склон горы. А вот дорога, это нечто. Колеи, прокопанные Уралами глубиной на пол метра (по его клиренсу) расходятся паутиной и опять сбегаются вместе. Там, где есть хоть маломальская возможность протиснуться между деревьями или камнями – туда тоже уходит этот двухполосный ров. Иногда, нам удается удержаться на бортике между колей, но если падаешь в колею – то выбраться из нее без вариантов. Хорошо, что сейчас сухо. После дождей пробираться по этим безумным колеям со скользкой глиной то еще удовольствие. Ни одного кусочка ровной дороги, все изрыто колесами тяжеловозов.

Впереди, навстречу нам идет черная туча. Торопимся пройти еще один брод, за ним дорога должна стать лучше. На подъезде к броду, нас неожиданно догнал тот самый Урал. Откуда он взялся? Куда он ехал? Мы ощущаем себя леммингами в колее – бежим, пытаемся от него оторваться, но это не получается, и деться никуда не можем, чтобы его пропустить. Только перед бродом удалось чуть прижаться к краю дороги. Перекинулись парой слов с водителем. Естественно, вопросы – откуда и куда. Даже и не знаю, как-объяснить-то ему, что мы прошли с Воркуты через Есто-то и Щучье озеро на Карское море, затем через Пятиречье и баритовой рудник на Инту и сюда, а сейчас едем в Печору. Водитель понял, что мы какие-то немного сумасшедшие, но всё же, на всякий случай, предупредил, что прямо брод глубокий и он всё-таки посоветовал бы взять левее, и уехал вперед. Брод прямо по колее действительно оказался глубокий, по пояс, если не выше. Слева мельче, чуть выше колена, но всё дно – это довольно большие, окатанные водой и скользкие валуны. Хорошо, что наши машины ещё стояли на берегу и ребята помогли, подстраховали в сложных местах. Так легче и быстрее. Практически сразу за первым шёл второй брод. Это одна и та же река. То есть, в начале мы перебрались на остров, а теперь с него на другой берег. Но тут все оказалось намного проще, без особых сложностей. Подъем из реки до дороги тоже довольно веселый. Хаотично расставленные камни, которые при определенной верткости можно даже объехать. Но это только на мотике, он одноколейный.

Теперь опять большой прогон по грейдированной дороге. В отличие от дороги на Инту, она не сильно ямистая и все держат приличную скорость. Дорога идет вдоль реки, но русла почти не видно из-за леса. Только в одном месте удалось полюбоваться. И, надо сказать, было на что. Река течет в скальном каньоне, шелестя по перекатам и сваливаясь в голубые ямы. Наверху, на скалах, растет таежный лес, плавно поднимаясь на склоны гор. Ну а выше зоны леса – тундра и каменные россыпи. Не зря сплав по этой реке довольно популярен у водных туристов. Есть на что посмотреть и чем полюбоваться.

 

 

Тем временем грейдерная дорога отвернула в сторону. Нам же прямо, на старый тракт. Но прежде чем на него зайдем, надо взять еще один брод. Но пройти его на мотоциклах не так просто. Даже в малую воду, довольно сильный и напористый поток с трудом переходится в вейдерсах. А значит, надуваем баллоны и переправляем мотоциклы в плавь. Это третья переправа, запланированная для плаванья на баллонах. Первые две были в самом начале похода, через Большую и Малую Усу. Теперь вот ещё одна. Чтобы не бороться с течением и не ходить многократно туда-сюда, отправили одну машину на тот берег и натянули трос между ними через реку. Ну а дальше дело техники. На одном берегу цепляем мотик к тросу, за репшнур перетягиваем на другой берег. Все быстро, просто, безопасно. Вот если б только не стена ливня, которая все-таки накрыла нас в самый разгар переправы.

 

 

Подъем от реки снова весь изрезан глубочайшими глинистыми колеями. После дождя они стали еще скользкими и грязными. Однако нам повезло, и мы довольно легко выскочили на бортик между этих вырытых рвов. Главное, теперь с него не упасть. Но эта езда по скользкой ниточке была недолгой. Наверху дорога значительно улучшилась, колей больше нет, кати себе да кати.

Прошли мы сегодня очень много, поэтому при первой же возможности встаем лагерем. Полянка, которая сегодня нас приютила, расположилась на берегу ручейка. Когда-то через него был перекинут мост, и он даже сохранился. Но давно уже нет на него заезда, размыло, и поэтому рядом накатан брод. Вода в ручье ледяная, какая бывает в колодцах или родниках. Такой холодной воды давно не встречалось.

 

 

А вечером мы все наблюдали весьма необычное явление. Солнце у нас садилось сразу с трёх сторон. Нет, у нас не было растроения личности, и солнце было всего одно, но закатные лучи так причудливо отражались в облаках, зацепившихся за макушки гор, что куда не посмотришь – везде закат.

 

 

 

 

Продолжение следует

 

 

Просмотров: 89 | Добавил: Bobas
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]