Четверг, 02.Мая.2024, 22:46
Главная » 2022 » Декабрь » 21 » Уральская одиссея. Часть 6.
22:53
Уральская одиссея. Часть 6.

Уральская одиссея

часть 6

 

Пора рассказать, что же такое Пятиречье, куда мы уже второй день подряд стремимся приехать. Это место, где сливаются вместе четыре реки (Бурхала, Левая и Правая Пайера, Хойла), образую пятую – Танью. Оно довольно известно в кругу сплавщиков. Сюда их забрасывают на гусеничных вездеходах (ГТС) из Харпа. Дальше они сплавляются по Танью до поселка Мужи, что стоит на одном из рукавов Оби, и затем на Ракете поднимаются в Лабытнанги или Салехард. Когда-то сюда завезли специальные жилые модули, аналогичные тем, что мы видели на Щучьем озере. Модули стоят и сейчас, но выглядят не очень ухоженными. Дорога из леса выходит на речную гальку и идет прямо по руслу. Камушки не крупные, но мокрые и скользкие. Приходится ехать очень осторожно.

 

 

 

В этом удивительном месте у нас запланирована дневка, поэтому можно расслабиться. Но несмотря на это, не теряя времени, иду изучать окрестности уже сегодня. Наш берег, на котором мы разбили лагерь, низкий и с галечным пляжем. А вот противоположный обрывается почти отвесной скалой, на неё и буду забираться. Переходя реку, обратила внимание, что вода имеет разную температуру. Первая половина брода холодная, а дальняя – теплая. Этот необычный эффект связан с там, что сливаются реки с разной температурой, и тут они еще не успели перемешаться. Надо сказать, что вид сверху настолько шикарен, что понимаешь, для чего стоило ползти сюда по почти отвесной скале. Вся долина внизу сочится водой, заливая галечные пляжи. Дальше – зеленое поле таежных лиственниц, упирающееся в горную стену. Куда-то туда нам потом ехать. А ещё, где-то там среди этих гор, находится знаменитый Пайер – самая высокая гора приполярного Урала.

 

 

 

Вечером, громыхая гусеницами по камням, приехали два вездехода. Это заброска группы сплавщиков. Разгрузились они у красных модулей и тут же поехали назад. Работа у них такая. Водники оказались не сильно общительными и познакомиться пришли только к вечеру следующего дня. Но это и понятно, большинство из них глухонемые. Однако этот недуг нисколько не помешал им очутиться здесь и наслаждаться чудесами Приполярного Урала. Вездеходчики же не смогли так просто миновать наш лагерь, перед отъездом назад подошли расспросить кто да что. Говорят, в прошлом оду один Патруль сюда из Харпа приехал. А вот мотиков тут они еще не видали.

Утро, как обычно, солнечное и ласковое. Сегодня никуда не едем, отдыхаем и гуляем по окрестностям. Макс вернулся с утренней рыбалки с несколькими хвостами килограммового хариуса, чем подзудил всех лагерных рыбаков. Они, схватив снасти, кинулись на реку, а тем временем мы с Женей собрали в лесу по миске голубики на варенье к блинам.

Удочку распаковывать не стала, пошла гулять так. Вездеходчики говорили, что где-то на той стороне есть избушка, в которой пару лет жил отшельник. Может удастся найти ее. Ну а нет, так просто посмотрю на красивую реку с изумрудно-голубой водой.

 

 

 

Дорогу нашла, а вот избушку нет. Видимо, спрятана она на совесть от любопытных глаз. Сама река Танью весьма интересная. То она разливается и тихонько перекатывается по небольшим камушкам, то сжимается берегами, сшибается и бешено закручивается о подводные валуны, неукротимым потоком устремляется вниз. Берега лесистые и высокие. Пока гуляла, встретила Пашу, пытающего счастья со спиннингом. Вдвоем на один спиннинг мы все же поймали несколько хвостов некрупного хариуса, хотя, надо сказать, нам далеко не сразу это удалось. Удача улыбнулась на месте впадения маленького лесного холодного ручейка. Клевал хариус азартно, один за другим. Главное было – найти рыбное место.

Вечером мы снова пошли на рыбалку, уже по другому берегу. Ребята, вернулись оттуда с богатым уловом. По другому берегу реки идет хорошо проторенная лесная дорога. Идти по ней намного легче, чем просто по берегу, хотя на ней довольно много луж. За очередным перекатом забросили спиннинги и понеслось. Один за другим, по килограмму и больше, красивые, переливающиеся каким-то голубоватым оттенком, хариусы хватали блесны. Но спрятавшееся за гору солнце все обрубило – у рыбы протрубили отбой и больше ни поклевки. Чудеса.

 

 

Ну что ж, отдохнули, и поехали дальше. Следующая точка нашего маршрута – Баритовый рудник. Где он, что это? Пока только название и планы. Сворачиваем с накатанной вездеходами дороги на едва заметный ус вдоль Правой Пайеры. Нет, конечно тут видна промятая колея и не сказать, что дороги совсем нет, но с другой стороны, как можно назвать «это» дорогой, если меж колей выросли уже не просто кустики, а волне приличные деревья. Явно видно, что тут никто не ездил уже несколько лет. Снова, пользуясь одноколейностью мотоциклов, уходим вперед.

В какой-то момент лес резко обрывается, и мы снова в зоне тундры. Пока ехали по лесу подъем был не очень ощутим, а тут резко начали набирать высоту. Вода, стекающая по дороге, промыла колеи, но в силу своей каменистости, они не глубокие. И снова глаза распахнулись, снова открылась видимость на десятки километров, и снова мы карабкаемся в середину Уральских гор.

 

 

 

 

 

Спустившись с перевальчика оказались в широкой долине. Это опять река Хойла, которую мы уже видели на Пятиречье. Вдоль нее мы будем ехать долго, до самого водораздела. Окружающие горы не выглядят хмурыми или суровыми. Они не высокие и без острых макушек. Все гладкое, все облизанное. Долина местами хорошо заболочена, причем на болотах встречаются линзы, в которые лучше не попадать. В этих местах мягкая, жирная и чрезвычайно вязкая глина принимает путешественников в свои объятия. Выпутаться из них даже на мотоцикле порой непросто.

Но вот болота закончились и стало больше камней. Потом еще больше. Вот уже по колее навстречу течет речка. А вот и колеи не стало. Перед нами распростерлась каменная долина, засыпанная ровным слоем разнокалиберного курума. Прямо через него протекает вода. Где камни поменьше, вода течет сверху, и они становятся как мылом намазанные. А где сухо – там камни большие. Вода в этих местах также течет, но снизу, под валунами. Прижаться к левой или правой горе тоже не выход, там камни совсем огромные, в половину человеческого роста. И такого счастья около двух километров… Я помнила про это место, оно меня еще дома страшило, при подготовке и прокладке маршрута. Даже на спутниковых снимках здесь не просматривается колея. То есть, её просто нет, совсем нет. А ведь колея в камнях – это, как правило, проезжая траектория, приглаженная гусеницами тяжелой техники. Но, видать, именно в этом месте каждый едет как у него получается (или не получается).

 

 

 

 

Ох и навалялась я на этой каменоломне… Ходом не поедешь, потому что не понятно куда, приходится обдумывать каждый метр. А медленно ехать не хватает длины ног, чтобы находить опору. В общем, ожидание тяжелой работы оправдалось. Впервые машины нас обогнали, проехали каменный участок и выехали на пригорок. Конец каменного безобразия видно, но он так медленно приближается… Руки забились и сил удерживать мотик почти не осталось. В помощь нам подошли штурманы и дело пошло немного повеселее. Где-то подстрахуют или придержат, чтоб не упасть, где-то подтолкнут, если переднее колесо упрется в очередной валун. Общими усилиями каменная река осталась позади. Наверное, для нас это был самый сложный участок всего похода. А на выезде нас ждал горячий чай и вкусный обед.

 

 

Казалось бы, всё вокруг так ровно, и откуда здесь взяться водопаду? Ан нет, оно лишь издалека кажется ровно. Пока все отдыхали от спецучастка, я отошла чуть в сторону. Наша речка, прежде чем нырнуть под камни, шумит небольшим, но весьма живописным водопадиком. Сейчас лето и сухо, и по краям оголились вылизанные большой водой утёсики. Внизу же вымыта изумрудная и, по всей видимости, довольно глубокая ванна. Не один курорт может позавидовать такой воде.

 

 

 

Снова перед нами раскинулась болотистая долина. Дым от далеких пожаров начинает обволакивать хребты, придавая туманную загадочность окружающим пейзажам. А они стали фантастически красивыми. Зеленая долина с серыми пятнышками каменных кладок, бирюзового цвета зеркальная гладь озер, сероватые выглаженные склоны гор и… и тишина. Наверное, это одно из самых красивых мест, немного жаль, что не удалось побыть здесь подольше.

 

 

 

 

После каменной долины были опасения, как бы еще раз не оказаться в такой засаде. Но дальше, если и встречались каменные участки, то они были, как и раньше, вполне проезжаемые, с четко обозначенной колей и слегка приглаженными камнями. Теперь мы снова отрываемся от колонны машин. Это и хорошо, поскольку есть возможность остановиться и посмотреть по сторонам не торопясь. Все же на мотоцикле много внимания уделяется дороге, а значит надо почаще останавливаться и смотреть по сторонам.

Плавный и затяжной подъем, ощутимый лишь по тому, что ручьи текут навстречу. Он привел к озеру Верхняя Хойла, потрясающе красивому и с невероятно прозрачной голубой водой. А еще, я впервые встречаю такое озеро, которое вытекает сразу в две стороны – на восток в Азию, в бассейн Оби, и на запад в Европу, в бассейн Печоры. Чудеса! Дорога идет по самой кромке берега, петляя и объезжая каменные яйцекладки из курума, не затянутого тундровым ковром. И вновь ручьи побежали вслед за нами, и опять горы расступились широкой долиной, уходящей в горизонт. Как искрами, она блестит пятнами озер. Ручьи собираются вместе и вот уже змейкой по долине убегает речушка.

 

 

 

 

Вдруг впереди, какой-то большой черный камень начинает быстро перемещаться. Ух ты, ведь это самый настоящий мишка! Некрупный, черный как смоль без единого пятнышка, с большими круглыми ушами. Где он был изначально я сказать не могу, заметила я его в метрах 40 впереди. Первая реакция, как всегда, пошуметь. Рычу мотором, сигналю, и вижу как голова с ушами мчит к ближайшей горе. Он отпрыгнул за маленький перегиб местности, поэтому и вижу только голову мишки. Но тут азарт взял свое и я помчала его фотографировать. Однако шансы были неравные. Он как на лифте, без остановки нёсся в гору, только пятки сверкали. Погоня тут без вариантов.

Примкнули к хорошей дороге. Ну как хорошей, гораздо лучшей и более накатанной, чем наша. Несколько километров, и появляются шурфы геологоразведки, а следом за ними и сам баритовый рудник. Точнее сказать, это не сам рудник, это жилгородок, вернее бывший городок. Сейчас он выглядит очень неважно. Повсюду валяются керны, в ящиках и без, какой-то мусор. Домов, пригодных для жизни нет, все без окон и полностью пустые. Хотя сами домики когда-то были весьма интересные. На полозьях, с полукруглыми крышами и верандами. Есть даже железнодорожный вагон, не пойми как тут оказавшийся.

 

 

 

Историческая справка: Крупнейшее в России баритовое месторождение — это Хойлинское на Полярном Урале. Общие запасы месторождения на 2000 год достигают 9,2 млн т. Баритовые рудные тела месторождений представляют собой пластовые залежи и линзы. Месторождение может разрабатываться открытым способом практически без вскрытия. Разработка месторождения начата в 1998 году, однако остановлена и на данный момент добыча барита не ведется.

От рудника отходит настоящий грейдер. Отсыпанный, ровный, лишь иногда промытый талой водой. Проехали мимо бывшего склада ГСМ и самого рудника. Тоже странное место. Карьер — это какие-то ржавые механизмы, отвалы пустой породы. Смотреть на ископанную землю не очень интересно, а потому не задерживаемся и едем на берег реки Юн-Яга вставать лагерем. Отсюда совсем недалеко до поселка Елецкий (мы уже там бывали), около 50 км. Именно туда и ведет эта отсыпанная дорога. Грейдер хорош, а вот мостов через реки на этой дороге нет, и не было никогда. Речка Юн-Яга небольшая, можно и в брод, но нам туда не надо. Отсюда, сделав почти колечко по Приполярному Уралу, мы двинемся завтра на юг, в сторону Печоры.

 

 

Продолжение следует

 

 

Просмотров: 91 | Добавил: Bobas
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]