Пятница, 29.Марта.2024, 08:55
Главная » 2011 » Сентябрь » 24 » Поход по Кольскому полуострову на вездеходах. Часть 4.
00:48
Поход по Кольскому полуострову на вездеходах. Часть 4.

Часть 4. От Дроздовки до Больших порогов.

 Утром, между сборами и стартом, образовалось немного времени, чтобы спокойно посидеть на склоне. Под ногами бескрайняя тундра, синие озёра с неровными линиями берегов, вкрапления камней... И над всем этим бесконечное небо.

Сегодня будет самый необычный, удивительный, самый запоминающийся день этого похода.

 

 

Первые километры не принесли изменений в ландшафт. Та же тундра с жидкими болотами и едва заметными холмами. Но постепенно склоны становятся круче, впадины с озёрами ниже. Снова появляются каменные скульптуры от великого автора - природы. Некоторые из них очень забавные, напоминают диковинных зверей и птиц.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Тщательно выверяем маршрут по карте. Теперь, если впереди возвышенность, то она усыпана камнями. Если же по курсу низменность, то там как правило топкое болото или озерцо. Используем нерастаявшие снежники как мостики между препятствиями. И кстати, вода вытекающая из снежников очень вкусная, можно сказать живая.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Здесь я даже не знаю, как поступить. Хочется описать виденное, но нужных слов нет. Можно много рассказывать про каждый камушек, встреченный на пути. А можно ограничиться лишь одним словом - "едем". И то и другое никогда не отобразит глубины впечатлений. Очень сложно выразить в словах красоту нетронутого, чистого северного края. Поэтому я отмечу лишь некоторые особенности передвижения и отдельные фрагменты этого удивительного дня.

 

Поскольку двигаться напрямую через вершины не удаётся из-за обилия камней, часть пути проходим по краю озёр, иногда пересекая их в узких местах. Ручьи встречаются нечасто, такое ощущение, что озёра существуют сами по себе. Находясь совсем рядом, они могут располагаются на различных уровнях и, в отличие от равнинных, совсем не сообщаться друг с другом. Большие озёра имеют глубину достаточную для вcплытия, но, обычно вездеход плывёт, иногда отталкиваясь колёсами от камней на дне.  

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

В качестве цели сегодняшнего дня был выбран водопад на реке Дроздовка, поэтому движемся в этом направлении, лавируя между озёр и вершин, объезжая россыпи и болота. Пока что это удаётся, всегда можно найти нужный путь. Изредка, для преодоления сложных участков, применяем силовые решения, когда приходится напрягать мотор и трансиссию. В эти моменты я с тревогой прислушиваюсь к работе механизмов вездехода, пытаясь понять и почувствовать предельные возможности нашей машины. И двигаемся очень аккуратно и пока что всё в порядке.

Занятые вождением, не забываем, что вокруг столько интересного. Едем, смотрим. Периодически останавливаемся для фотосъемки понравившихся видов.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия

 

Взобравшись на невысокий холм, перегородивший наш путь, устраиваем небольшой отдых и заодно проводим короткий совет, куда и как двигаться дальше. Объективно - скорость линейного продвижения упала до двух, трёх километров за час. Траектория усложнилась, чтобы проехать пятьдесят метров вперёд, приходится напетлять намного больше и очень много времени уходит на это. Становится всё меньше вариантов объезда, всё чаще приходится идти непосредственно по камням и брать подъемы и спуски со значительными углами. Но это не самая веская причина для остановки - в нашем вездеходе, по стечению обстоятельств, не оказалось комплекта  запасных частей для ремонта трансмиссии. А нагрузки на неё в данных условиях очень велики. В случае поломки возможны большие проблемы с ремонтом и эвакуацией. К тому же время, которое мы проведём в пути, становится непрогнозируемым и хватит ли в таком случае запаса топлива?

Поразмыслив, решили развернуться и двигаться обратно, к месту предыдущей стоянки. (Жаль конечно, ведь на горизонте уже видна на  ЛЭП, проходящая вдоль побережья. И до водопада оставалось километров пятнадцать.)

Тем не менее, положительный опыт есть. Получено представление о характере местности, когда, как и на чём здесь лучше передвигаться. В голове рождаются новые схемы вездеходов, способных легко преодолевать встретившиеся препятствия...

 

Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото Без названия

 

Разворачиваемся и идём в обратном направлении. Однако, это не совсем правильно сказано, так как мы пошли в обратный путь не точно по своим следам, а по довольно широкой дуге. Неинтересно ходить одним  и тем же маршрутом. Для начала преодолеваем довольно крутую гряду, через которую каждый прошёл своим  путём  - Алексей напрямую по камням, используя маневровые возможности ДИФа, а мы по извилистой траектории по более пологим местам.  В результате снова оказываемся наверху вместе, Алексей раньше, мы чуть позже. Про фотоаппарат я как обычно забываю, поэтому снимков этого героического подъёма почти нет. Перед нами, в ложбинке, опять лежит незаметное, но топкое болотце, а на горе взгромоздился каменный сейд в образе автоприцепа.

 

Фото Без названия Фото Без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Дальнейший путь не стал проще, но привычка и навыки дают о себе знать - больше внимания уделяем окружающим красотам, чем на то, что под колёсами. А под колёсами, кстати, интересное явление севера - болота на склонах. Глядя на фотографию, кажется,  что склоны гор покрывают "альпийские" луга. Но мы едем по наклонному ровному болоту, и где бы не ступить на землю, под ногами будет пропитанный водой мягкий мох, будто силы гравитации здесь работают иначе.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Встретился сильно наклонённый плоский камень, своей формой  напоминающий стилизованное сердце. Можно сказать, что мы нашли "сердце северных гор" ))).

 

Фото без названия Фото Без названия

 

И снова камни, склоны, болота. Некоторые их них труднопроходимы. Выбираем оптимальный путь и продолжаем двигаться вперёд. Поскольку наши вездеходы могут многое, очень многое, имеем возможность любоваться севером, впитывать первозданную красоту природы. Мы здесь хоть и гости, но уже совсем не чужие. Север приоткрыл двери и впустил нас на порог своих тайн.

 

Фото Без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото Без названия Фото Без названия Фото без названия

 

Уже вечером, по возвращении на плато, обнаружилось старое кострище недалеко от места стоянки. Ощущение одиночества прошло.

А ещё местная рыба оказалась весьма агрессивной, долго гонялась за блесной и потом больно кусалась ))).

 

Фото без названия

 

 

 

Настал двадцатый день похода, 26 июня 2011 года. 

Делаю новую запись в дневнике и закрывая страницу, придавливаю комара между листов. Оживились кровососы, несмотря на холодный ветер.

Утро начинается с мелкого ремонта. Алексей, собираясь перелить топливо из колёсного бака, обнаружил слабое движение воздуха, говорящее о негерметичности. Необходим ремонт по уже известной схеме - вскрытие, заварка дефекта, заварка обшивки. Я тоже занялся ослуживанием Поросёнка - снял колесо и приколотил отставшую обшивку заклёпками на место. В свободное время фотографирую всякую разность, в том числе цветущую бруснику и "хозяина тундры".

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Ремонт закончен и мы снова в движении. Нам необходимо по кратчайшему пути дойти до Иоканьги. По нашим сведениям, там находится крупная база оленеводов, от которой можно встать на колею и двигаться по ней к Ловозеру. Но неожиданно для себя вдруг видим очень старый вездеходный след, аккурат на том месте где на каре обозначена мифическая дорога между Дроздовкой и озером Нижний Кидьявр. Придерживаемся этого направления и движемся западнее Вернего Песочного озера, пытаясь угадать в тундре пропадающую колею. Теряем, находим, а в результате идём скорее по нитке на экране компьютера, чем по живому следу.

Поначалу нас сопровождают каменные изваяния. Вот одно из них в виде огромной рыбы (надо сказать что все рыбы здесь огромные)))).

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

А вот изображение оленя на камне, созданное великим художником - природой. Кистью и красками послужил разноцветный мох.

 

Фото без названия Фото без названия

 

Вскоре чудо-камни отступают и на смену им расстилаются болота. Не скажу что мы огорчились, мы всё еще надеемся, что ехать по ним будет легче.

 

Фото Без названия Фото Без названия Фото без названия

 

Наступает вечер и пора бы поискать место для ночёвки. И тут как по заказу, неожиданно выходим к оленеводческой базе у озера Верхний Кидьявр. Аккуратный домик располагает к ночлегу. Впервые мы не заночевали в палатке, и не зря. Ночью пошёл мелкий холодный дождь. Под утро даже печку затопил, сразу стало веселее. Так бы сидел целую вечность и смотрел на язычки огня... А вот завтрак пришлось готовить на паяльной лампе - так быстрее и проще.

 

Фото без названия Фото без названия

 

Пишу это, а из материала только краткие записи дневника, фотографии и моя память, переполненая запутанными впечатлениями. Ни треков, ни подробных карт у меня нет. Так что, если где нибудь ошибусь или что перепутаю, не взыщите. Всё же это не географический очёт, а просто записки путешественника-дилетанта...

 

Проходим по краю озёр.  Каменистые берега контраститруют с песчаными - короткие промежутки беспечной езды. Пытаемся взять направление на запад, но найденная колея упорно вела на юг, к следующему коралю. С одной стороны двигаться вдоль накатанного пути бывает очень проблемно - тундра долго не заживает и становится топкой на "ровном месте". С другой стороны не нужно искать обходы водных преград и холмов с каменистыми вершинами.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Как только достиги Иоканьги, четкий след повернул в нужном направлении. Вот и закончилась неизвестность, началась доездка.  Движемся вверх по течению реки. Камни появляются лишь изредка, окончательно уступив  место болотам и кочкам. Болота не балуют своей крепостью, в основном жиденькие, поросшие травкой и мхом. Очень много мягких мест, внешне не отличимых от несущего покрытия. Если не успеешь сбросить газ, есть шанс завязнуть. Вообще то наш вездеход заимел привычку засаживаться по нескольку раз в день.

 

Фото Без названия Фото Без названия

 

Наверное, чтобы не создалось неправильного впечатления, время от времени на нашем пути появляются то красивая речка, то боле-менее сухая возвышенность, то живописный камушек.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Поливаемые бесконечным дождиком и подгоняемые северным холодным ветром добрались до Больших порогов на Иоканьге. Здесь, в прибрежной лесополосе разбиваем лагерь.

 

Фото без названия Фото без названия

 

А с утра снова в трудах - Алексей решил переварить оставшиеся две ступицы, чтобы исключить возможность поломки проблемного узла в будущем. Погода как на заказ - солнце, небо чистое, ветер стих. Этим тут же воспользовались мошки, что прятались в прибрежной листве. Огромными тучами взвились над порогами, их жужжание слышно сквозь грохот воды. Хорошо что они так заняты собой, что не кусаются вовсе.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия

 

Но стоит пройти немного вверх по течению, картина тут же меняется - река спокойно и величаво несёт свои воды и ничто не напоминает о близости порогов. Прибрежная полоса поросла кривыми, изогнутыми в нечеловеческих позах берёзками, фотографии которых в лучах закатного солнца несут сюрреалистический оттенок.

 

Фото без названия Фото без названия Фото без названия Фото без названия

Фото без названия Фото без названия

Фото без названия

 

 

 

Продолжение следует.

 

Просмотров: 882 | Добавил: Bobas
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]