Суббота, 15.Мая.2021, 16:14
Главная » 2020 » Август » 20 » Печорский тракт 2020. Мотоверсия. Часть 1
23:05
Печорский тракт 2020. Мотоверсия. Часть 1

Таки да. Печорский тракт пройден.

Если честно, не собирался я писать отчёт. Причин этому несколько. Во-первых, ожидается отличный полноформатный фильм. Во-вторых, набор путевых заметок и фотографий хаотичный. Ведь вести съёмку на мотоцикле проблематично – либо ехать, либо снимать. В-третьих, просто лень. Но так нельзя – нельзя совершить поход и не поделиться увиденным. Не по-человечески это. Поэтому сажусь за труды.

История эта началась достаточно давно. В 2006 году появилась информация о прохождении тракта двумя внедорожными клубами: из Одессы и Москвы. Соответственно, появилась информация о самом тракте, его истории, о днях сегодняшних. К 2009 году созрела идея пройти его на мотоциклах. Как раз к этому моменту я стал накапливать карты и отчёты, чтобы понять реальность осуществления похода.

Время шло, идея маячила, но в руки не давалась: то попутчиков нет, то маршруты не складываются. Однажды психанул, попытался рискнуть пройти хотя бы часть тракта, и опять провидение не пустило. Но, как говорится, всему своё время – в прошлом году, во время похода на Кольском полуострове мы встретили дружную команду на внедорожниках. Мы как раз с возвышенности Кейвы возвращались обратно. Поболтали пятнадцать минут за чаем и разбежались. Однако эта короткая встреча не осталась без следа. Вскоре мы получили приглашение пройти в 2020 году Печорский тракт вместе. Естественно, отказаться мы не смогли. Наши пути сошлись: Клуб Экстремальных Путешествий «Маршрут» и два мототуриста из Питера.

Здесь я прекращаю длинные забористые тексты и перехожу к скупым комментариям к фотографиям.

Стартовали из Питера на машине с прицепом, в Сыктывкаре разгрузились и пересели на мотоциклы. Далее, через Ухту и Ижму домчали до паромной переправы на реке Печора и стали поджидать ребят из клуба КЭП «Маршрут». Заодно пообедали и начали переобувать дорожные покрышки-докатки на внедорожную резину. Без неё на тракте делать нечего.

(А тут в разговор вступает Саша и своими дополнениями оживляет рассказ))

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» - это сейчас про нас. Не успели попрощаться с Кириллом в Сыктывкаре, как вновь ему звоню. А причина очень необычна: пошло масло из-под головки моего мотоцикла. Что делать? Снимать головку, красить прокладку и собирать опять. Тянем В Ухту, там нас встречают местные мотоциклисты, в гараже у Ильи блиц разборка и сборка двигателя. За 3 часа управились. Прокладка оказалась нормальной, но вот болт один не держит. Ну это не беда, чуть поменьше крутить мотор, и следить за маслом – а в остальном ехать можно. Вот и поехали. Ребята подсказали хорошее место для ночевки, но до него 20 км по темноте при чисто номинальном свете чисто номинальных фар. Вот уж не думала, что светофоры в городе так ослепляюще-ярко светят!

Встали на ночевку на берегу старого песчаного карьера. Ветрено, но тепло. Только палатку поставили и спрятаться успели – как разразилась гроза. Даже не гроза, грозища с водопадными потоками воды. Хорошее испытание для новой палатки. Надо отдать должное, она его выдержала и выдержала на отлично. Ночью небесная канцелярия выдала вторую серию грозы. Дождь опять потоками мчал по тенту палатки, но она стойко выдержала и второй заход.

Утро. Холодно, но сухо. Как же нудно тянутся асфальтовые километры! Боюсь за мотор, но он вполне нормально работает. После переборки проблема не ушла, но стала меньше. Уже не течет, а скорее потеет из-под прокладки. Надо сказать, что дорога практически пустая и с вполне хорошим покрытием. Единственный кусок без асфальта – так и тот в процессе строительства. Отсыпано какой-то странной щебенкой, от которой все ниже колен стало белым. Вероятно, посуху тут пыль страшная стоит.

Ижма. Большое село и, вероятно, интересное. Но, к сожалению, нет времени познакомиться с ним поближе. До первого парома, у которого назначена встреча, еще 50 км мокрого грейдера. Поэтому только заправка, докупка антикомариных репеллентов, и двигаем дальше. После Ижмы дорога стала намного красивее. Она идет вдоль реки Ижма, кругом теперь прозрачные беломошники, вот только оленей не хватает. А ведь когда-то их разводили тут в большом количестве.

Паромная переправа через Печору. Паром регулярный, ходит часто. Первый рейс в 6-15, на нем завтра должны пересечь реку. А пока нашли красивое и максимально обдуваемое место, встали лагерем. Надо сказать, что вода в Печоре на удивление теплая, хоть купаться иди.

 

Вечер ещё не успел толком наступить, как подъехали машины. Теперь все в сборе, осталось дождаться утра и двигаться дальше. В общем, паром, переправа, Усть-Цильма, ещё паром, и мы уже на том берегу Печоры. До начала приключений осталось пару шагов.

Встреча с ребятами, разговоры до полуночи, ранний подъем и на паром. На первый рейс не попали, надо было раньше очередь занимать. Но второй рейс нас забрал и вот мы уже на другом берегу Печоры. Широка река, величественна.  

Домчали до Усть-Цыльмы. Тут последняя перед трактом заправка. Нам не надо, у нас полные баки. Надо сказать, что 92й бензин, который залили в Ижме, оказался отвратным. Мотор гремел, звенел и просил чего-нибудь повкуснее залить в бак. Перед паромом разбавили содержимое бака из запасных бутылок и стало получше. В этих краях можно только 95м заправляться.

В Усть-Цыльме пока ждали ребят, разговорились с местным дядькой. Много интересного рассказал про края здешние. Но на вопрос «а вот, к примеру, поедешь в Питер жить?» однозначно отрезал: «Не, зачем мне Питер, я вот тут сейчас на заимку свою поеду, там и ягоды и грибы… Не, не надо мне в Питер».

 

Тем временем Усть-Цильма таяла в надвигающейся пелене дождя.

 

Но асфальт не хотел отпускать нас. Ещё пару десятков километров, и вот он, заветный поворот. Асфальт побежал дальше на Рочево, а мы свернули в лес по следу от ГТС, что прошла здесь пару недель назад.

Второй паром, через Печеру, ходит всего 2 раза в день. Ждать вечернего рейса совсем не хотелось, уговорили паромщика доп. рейс сделать. Несколько часов ожидания и загружаемся на палубу.  Этот паром идет долго, огибая огромные песчаные отмели. А вот с той стороны опять пошел асфальт. Битенький, старенький, но вполне твердый. Может рано мы колеса переобули?

 

Именно здесь исторически начинается Печорский тракт. Вернее, начинается он от Усть-Цильмы, но то был асфальт, поэтому как бы не считается.

Дорога пока что довольно простая, след ГТС помогает ориентироваться. А вот и первое препятствие – гниловатый мостик с берёзовыми стволами, брошенными поперёк.

Дорога не заросла еще, а только поросла кустиками березки и ивы. Такими, метра по полтора высоту. Свежий след ГТС, который прошел здесь пару недель назад вселяет уверенности, что больших завалов не будет. Первая речка (Усица) преподнесла бы нам развлечений, если бы не мостик. Берега у реки очень крутые, почти отвесные. Мостик хоть и подгнил изрядно, но пока стоит. Мы поначалу ехали впереди, и вскоре стали промокать, ведь вся влага с кустов лилась на нас. Но потом изменили тактику и пропустили машины вперед. Стало чуть посуше ехать. Машины отряхивают дождевую воду с кустов, да и траву приминают. А дождик, хоть и еле заметный, но все же моросит.

 

Справились, однако. Поехали дальше. Старая телеграфная линия указывает правильное направление. Были ещё небольшие препятствия – канавки, ручейки, чуть-чуть грязьки.

 

К концу дня дошли до реки Уса и успешно форсировали её. Дно реки песчаное, немного вязкое. Разведали траекторию и провели мотоциклы своим ходом. Глубина по колено. Машины пересекли реку по прямой, Такая высота воды для них ни о чём. Вскоре встали на ночёвку. Остаток дня провели у дружеского костра: сушились, ужинали, много разговаривали и пели песни. И да, хотелось бы отметить, что этот кусочек тракта незаслуженно обижен вниманием внедорожного сообщества. Ничего сложного нет, плюс небольшая тренировочка, чтобы вкататься перед основной частью. И опять же, ощущение полноценного маршрута присутствует. Из меркантильного – нет нужды в паромах через Цильму в Рочево и Филиппово, чистая экономия, в первую очередь по времени.

Пара балотинок, несколько ручейков, а так даже ничего, дорога. Вышли на берег Усы. Здесь, по берегам реки были огромные покосы, даже остались стоять остовы стогов. Но, не то нынче время, трава до плеч…. Вода в реке чистая, прозрачная и теплая. Дно – мелкий-мелкий засасывающий песок. Идти по нему тяжело, но глубина позволяет аккуратно провести мотики. Ну а машинам что, у них шноркели! 

 

Утром встали не рано. Впрочем, это станет нашей традицией. Режим во время похода довольно расслабленный. Спортивная гонка не входила в планы.

Комарья вроде и много, а вроде и нормально. Как солнце село, температура сразу вниз покатилась, как с санки с горки. Но костер греет, и сушит. Дождя больше нет, и завтра уже обещают хорошую погоду. На поляне, где мы стоим, раньше была станция Усть-Усинская. Но ничего от нее не осталось, разве что память.

От Усы до дороги, которая идет от Филиппово, долетели, можно сказать на одном дыхании. А тут как раз местный житель идёт. На болото, чтобы посмотреть как морошка поспевает. Мы его вопросами засыпали, что здесь да как? Высока ли вода в ручьях и реках, проезжал ли кто? Заодно про житьё-бытьё пораспрашивали (любим мы это дело). И вот что мы узнали: с водой всё в порядке в этом году, неделей раньше здесь прошёл ГТС на Борковскую, с грузом для геологов (как раз по его следам мы ехали), и что совсем рядышком находится памятный знак в честь Печорского тракта. Туда мы и помчались.

 

Пока мы увековечивали своё присутствие на фото, снова подошёл наш знакомый и экскурсия продолжилась. Подробно рассмотрели карту, напечатанную на баннере, разобрали маршрут по частям, узнали всякие подробности, исторические и прочие.

 

Только попрощались с добрым собеседником, как и наши машины подъехали. Теперь у памятного знака мы уже вместе.

 

Снова мы, на мотиках, умчались вперёд всех, стараясь успеть проехать по неразъезженной дороге. Тракт на этом участке очень приличный. Встретился довольно свежий мостик. Зимой, когда встаёт зимник, тут гоняют вовсю.

 

Однако, чтобы не расслаблялись, попались небольшие болота и немного грязьки при подходе к речке Мыла. Обилие дорожных знаков говорит о том, что в этом месте как раз находится ледовая переправа зимой.

 

Река Мыла пошире чем Уса. Посередине большой песчаный остров. На той стороне расположилась деревня Мыла – последний живой населённый пункт на тракте. Теперь до реки Мезени жилья больше не встретим, только отдельные нежилые избы.

 

Лодки здесь характерные – длинные и узкие, местные умельцы их изготавливают. И всё движение происходит исключительно по реке, поэтому по дороге летом почти никто не ездит.

 

До острова можно легко перебраться. Мы нашли довольно мелкую косу и переехали первую протоку почти не замочив ног. Машины тоже прошли без проблем.

 

Впрочем, второе русло они тоже прошли без проблем, хоть оно было и поглубже. А вот мотоциклы пришлось переправлять на баллонах, которые мы припасли для такого случая. По очереди, при помощи верёвки с того берега, наши кони оказались на суше, живые и здоровые.

«Переправа-переправа, берег левый, берег правый» (с). Глубина основного русла чуть ниже пояса, течение такое, что еще перейти можно, но тяжело. Надули баллоны, привязали их к мотоциклу. В таком виде заводить мотик нельзя, баллоны могут прогореть, но он сам хорошо катается. Мы катим, ребята с того берега за веревку тянут. В какой-то момент мотик всплывает, и дальше не пойму, толи я его держу, толи за него держусь… Второй мотик так же переехал, без проблем и затоплений. Да, и хорошо, что водичка теплая ). Местные жители посмотрели спектакль с высокого берега и разошлись восвояси, поняв, что продолжения не будет.

 

Наконец, переправа окончена. Все собрались вместе. Походили, пофоткали, поболтали с местными жителями. Один из них с усмешкой посмотрел на мотоциклы – «И что, на этих собрались на тракт? Когда ждать обратно? Бывало такое уже…» Ладно-ладно, думаем, хорошо смеётся последний, поворачивать не собираемся. Только вперёд.

Мыла деревня довольно большая и совсем не брошенная. Даже магазин есть. Но вот летом связи регулярной с внешним миром нету. Кому надо чего – на лодке в Филиппово. Ну а зимой все просто, зимой зимник. По словам местных, есть вертолетная площадка, но рейсы выполняет только санавиация. Транспорт по деревне – мотоцикл Иж или Минско-Восход. Дедушка, с которым разговаривали утром у памятного столба говорил, что пару лет назад (ну это наверное лет 10 ) из Филиппово в Мылу на скутерах молодежь гоняла. Что примечательно, вдоль всех улиц в Мыле, как и во всех северных селах, идут аккуратные деревянные тротуары. Да и заборы у всех целые, не покосившиеся.

 

Проехали километра два и встали вечерним лагерем. В метрах двухстах, слева, высоченный берег реки Мылы. Вид на излучину изумительный.

Вечером не поленилась, сходила на рыбалку. Но клевали только небольшие окушки, хотя кто-то еще активно плескался.

 

Утро 19 июля. Наконец то началась самая сочная часть маршрута. Всё, что до этого было, лишь вступление. И типа шанс повернуть обратно домой. Но, теперь, нужна лишь вера в себя и надежда на удачу.

 

Дорога здесь, кстати, проложена самая настоящая. Покрытие достаточно плотное, даже колышек от палатки лишь наполовину входит в землю. По краям тянутся канавки, всё как положено. Впрочем, плотное покрытие вскоре стало неплотным, а ручьи без мостов внесли определённое разнообразие. В болотах сохранилась гать, хотя и утонувшая.

 

Встретилось довольно много ловушек на пушного зверя. Но они уже старые и для охоты не годятся.

 

Лодка прислонена на обочине. Вполне целая. Откуда тащили?

 

Прошли также довольно длинное болото, целых два километра. Сначала не совсем понятно было, как по нему ехать. По колее нетронутой – так трава настолько прессуется между колесом и маятником, что не провернуть. По мху и кочкам рядом –руки-ноги забиваются и наступает усталость. В какой-то момент я упал на кочку и сказал, что никуда не поеду, потому что надо экономить силы. Но тут нас нагнал Макс со спасительным обедом: парочка варёных яиц, бутерброды и чай вернули силы. И я снова готов ехать куда угодно. Да и приноровились уже - пропустили машины вперёд и по выметенному следу пошуровали как по рельсам. (А вот фоток у меня нет – тут либо ехать, либо снимать)

Так и добрались до избы Фатеевская. Пока машины брали последний на сегодня брод через Лиственничный ручей и вязкий подъём, мы мотоциклами пошли в объезд и по узкому снегоходному мостику перескочили на другой берег. Можно располагаться на отдых.

Сегодня мы прошли 14 километров. Сказать, что было очень сложно – наверное нет. Морально готовились к более сложной дороге. Но назвать ее простой тоже нельзя. Утром были глиняные подъемы, потом безмостные ручейки и лужи, и под конец нам выдали болото длиной 2 километра. Ехать по нему было тяжко. По колее нельзя. Она хоть и твердая (внизу гать), но местами глубокая настолько, что можно мотик утопить. А ковер на самом болоте пушистый и мягкий, по нему тяжело, но все же едется. Местами пришлось спешиваться, но в основном ехали. Под конец этого болота, когда мы отдыхали, объедая морошковые кочки, нас догнали машины. Они по утонувшей гати довольно комфортно ехали, главное - с нее не падать. 

 

Изба добротная, и даже уютная. Построил её тот самый дядька из Мылы. Он как раз предупреждал нас, чтобы порядок соблюдали. Ну это само собой, мы ж все-таки правильные туристы.

 

Это я в восхищении разглядываю внутреннее убранство. Здесь жильём пахнет, и всё как-то по-людски. Видно, что есть хозяин у избушки.

 

А вот и лагерь, с палатками, костром, вкусной едой, разговорами и гитарой.

 

Утро. Готовы мчаться хоть куда.

 

А мчаться было куда. Жижечки добавилось. Снова попытались оторваться и уйти вперёд, но вскоре отказались от лидерства. Нетронутая трава и мох опять забивались в колесе и останавливали мотоцикл. Пропустили машины и пошли по следам. Вернее, придерживались межколейной серединки (а она на удивление чистая от косых палок) или шли по бровке. Однако по краям дороги очень много кустарника растёт и всё равно приходится спрыгивать в колею. Зато почти везде, на глубине по колено сохранилась гать. Причём выложена из нетолстых стволов деревьев, поэтому, если колея докопана до гати, едешь словно по брусчатой мостовой.

 

Колёса иногда теряются. К счастью не у нас.

 

Броды через ручьи здесь такие.

 

На обочине валяются давным-давно брошенные сани.

 

Избы встречаются тоже. Не такие ухоженные, как Фатеевская, но в случае нужды переночевать можно.

 

И, несмотря на локальные препятствия, дорога очень красивая, и лес кругом красивый, смешанный берёзово-еловый, и болота тоже красивые (по которым, как оказывается, нам очень понравилось ехать).

 

Тянули-тянули, чтобы побольше проехать, но день заканчивается. Пора бы и отдохнуть. Вечером встали за избой, вроде бы Сенская называется. А до станции Борковская остаётся всего 15 километров.

Сегодняшний жаркий день выдал нам 45,6 интересных километров тракта. Следов человека стало меньше, видимо сюда охотники уже не доезжают за ненадобностью. Сама дорога примерно такая же, как и вчера. Болота встречаются довольно часто, но все они короткие и с хорошим ковром. Ехать по ним одно удовольствие. Машины тоже вполне бодро идут. Все-таки размер имеет значение (они на 40 и 42 колесах).  Мы практически нигде не засаживаемся. Правильный выбор траектории и правильная резина облегчают жизнь.

 

На следующий день снова приключения. Вот, к примеру, почти купание. Погода то жаркая установилась. Целых 25-27 градусов. Солнце шпарит вовсю.

 

И вот сбываются мечты – мы на станции Борковская. Половина пути пройдена. И надо сказать, что ожидания и реальность немножко разошлись. Раньше думалось, что будет гораздо труднее, но вышло так, что Тракт пока что оказался нам по силам. Ехали-ехали и вот приехали.

Ехали недолго, всего 15 км. Лес очень красивый, прозрачный. Дорога часто напоминает аллеи в старом парке. Мокрости конечно есть, куда же без них, но они все так же проходимы. В основном встречаются либо короткие болота, либо длинные колейные лужи.  Все так же впереди маячит след ГТС, указывая путь. Надо сказать, что дорога не разъезжена. В смысле, есть только 2 колеи, между ними крепкая и ровная серединка без следов борьбы. Колея широкая, от ГТС, поэтому машины идут одними колесами в колее, вторыми – между, приминая траву. Много поваленных столбов ЛЭП и от того часто цепляем проволоку и наматываем ее на колеса. Машины выпутываем болторезом, мотики так, проворачивая колесо.

 

Метеостанция Борковская перестала существовать в середине 90-х годов прошлого века. С тех пор постоянно здесь никто не проживал. Дома все в печальном состоянии. Внутри разруха, окон нет, печки развалились, в крыше прорехи, в бане стенка выпилена на дрова.

 

 

Вот что сохранилось от оборудования метеостанции: скрюченный ящик да упавшая колючая проволока по периметру.

 

Зато река Ашуга прекрасна. Чистая вода, красивые берега. Хариус водится и язь.

 

Наши любимые беломошники и можжевельники

 

Неожиданно непростой задачей оказалось найти рябину для копчения рыбы. Вокруг полным полно всяких кустов, но всё не то, что надо.  Но мы справились. Рыбка удалась на славу.

Продолжение следует...

Просмотров: 576 | Добавил: Bobas
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]