Четверг, 23.Ноябрь.2017, 04:40
Главная » 2012 » Август » 13 » Хождение из Коми в Архангелогородчину (часть 3)
10:59
Хождение из Коми в Архангелогородчину (часть 3)

В поисках несуществующих дорог.

Доехал до Брин-Навалока и повернул на Самодед и в Обозёрский. Отсюда, утверждали две карты, идёт дорога прямиком к реке Онеге. Вот только один участок они стыдливо именовали грунтовым. Навигатор же категорически отрицал наличие этого направления. Решив, что со счётом два-один победили карты, я отправился в эту сторону. Уж больно велик соблазн проехаться вдоль русла красивой реки через деревни и сёла, сделав крючок по пути в Плесецк.
В Обозёрском увидел две церкви – одна старинная, окружённая со всех сторон цивилизацией. Другая новая, строящаяся – храм Тихвинской иконы Божьей матери.

 

 

До Щукозерья направление не вызвало опасений. Используемая для вывоза леса грунтовка вполне могла бы дать фору многим асфальтам. Еще десяток километров до развилки и укатанное направление изменилось на обычную грунтовку уходящую в лес. Небольшие лужи, немножко грязьки, вот так бы ехать до самого конца. Но через три километра снова перекрёсток. Направо колеисто-глинистая тяжёлая дорога, используемая для вывоза леса Налево обычная, слегка заросшая, лесная. Мне туда. К тому же, углядев свежие следы от Минска, я уверился в правильном направлении. Удивительно, несмотря на малоезжнность, здесь абсолютно нет упавших поперёк стволов, серединка чистая, можно ехать не боясь. Кое где влажно и лужисто, но для эндуро проезжабельно. Недолго длилось такое счастье – путь ушёл в длинный мокрый проём через болото, конца которого я не разглядел. Пропали следы "минчика", остались только пешие и тракторные. Приехали… Пришлось ставить лагерь прямо здесь, в лесу, в пяти метрах от обочины. Два шага налево – болото, два шага направо – глухой лес. Поставил палатку, набрал воды из ямки, заросшей мхом-сфагнумом, разжёг костёр. Сижу, думаю: - "И что я здесь делаю? Сижу буквально на кочке, пью воду, словно кикимора, из болота?" И до того мне вдруг захотелось на берег Онежского озера, что словами не передать. Так наверное только любовники могут желать друг друга. С этими мыслями и уснул, а утром, собравшись очень оперативно, двинул в обратном направлении с твёрдым намерением сегодня же достичь желанного берега, опустить руки в ласковые волны, послушать шорох песка и шум прибоя.

 

 

К Онежскому озеру.

Хотя сегодняшний день можно считать доездкой, без маленьких событий не обошлось. Ещё на лесной дороге встретился с мужичком, который ремонтирует здесь трактора лесовозные. Рассказал, что дороги нет, а если и ездят, то только на рыбалку на озеро. На вездеходах ездят, каракатах, но не на машинах. На карте она есть только потому, что начали строить, но так до конца и не довели. Периодически кто-нибудь заезжает сюда. Доверчивые)))). Например, в прошлом году мотоциклист из Ухты был на Ямахе, хотел проехать в Малошуйку, мол, там его родня. Как узнал что направо тупик, р-р-р-р-развернулся, и укатил (на заднем колесе, наверное)))). Ещё джип из Питера был, крутой Ниссан, весь фарами обвешен. Тоже хотели проехать, как и я. Также уехали обратно, но сначала поснимали как "фискарсом" лес грузили. Такая вот географическая замануха. Выезжая обратно на грейдер, сделал снимок – туда вам не надо.
(хотя, справедливости ради, хочу сказать, что по возвращении домой посмотрел космоснимки и увидел, что ниточка дороги всё же тянется от развилки на фото до деревни Усолье. Вполне возможно, что проехать удалось бы, но не в одиночку и не гружёному).

 

 

По дороге в Плесецк набрал воды в реке Емца, порадовался чистоте и живости протекающей воды. Глубина по колено, но холодная, будто ключевая. На дне виден каждый камешек.

 

 

Неожиданно попал под проливной дождь. Погода то стояла великолепная, солнечная, небо в редких белых облачках. Вдруг пробежала чёрная мрачная туча, поливая всех на своём пути таким дождём, что пришлось остановиться и переждать ливень под ёлкой в придорожном лесу.

 

 

Дорога идёт вдоль реки Онеги, то справа она, то слева. Традиционный обед устроил на берегу, на рыбацкой стоянке. Чай на этот раз сварил на онежской водичке.

 

 

На заправке в Плесецке подошли двое мужчин, интересовались мотоциклом, оборудованием, снаряжением. Видно, что они в теме и один из них озадачен выбором мото для туризма и отдыха. Поговорили немного и попрощались, пожелали счастливого пути.
В Каргополь не заезжал, так как объездная дорога вывела к направлению на Пудож. Справедливое слово – направление. Если дорога через Плесецк чередовалась асфальтом и грейдерами, основательно пропылившими меня, то здесь было всё, что душа пожелает – асфальт ровным внутрь, бетонки, гравийки простые, гравийки с камнями, извилистые участки, прямые, с горками и без… Но я не жалуюсь, от это ехать интереснее, тем более на эндуро. По пути пытался делать фотографии, но при въезде в Кенозёрский заповедник лес обступил со всех сторон и двигаться пришлось как в коридоре. Если с дороги не сворачивать, то ничего и не увидишь.

 

 

Пересечение границы с Карелией ознаменовалось появлением асфальта. Катил по нему без остановки до деревни Кривцы. На обочине вижу деда, который качает насосом переднее колесо китайского мотоциклика. Спрашиваю, - "Всё в порядке? Помощь нужна?" –"Да всё уже, заплатку поставил, до дома недалеко, доеду". Хорошо, еду дальше. Фотографирую мост через Водлу и, съезжая на грунтовку, почувствовал жёсткий удар в вилку. Смотрю, а переднее колесо то у меня пустое. Мистика. Если бы не эта остановка, то мог бы заметить проблему слишком поздно и покрышка была бы безвозвратно испорчена.

 

 

Задержка с заменой камеры подпортила планы. Я рассчитывал засветло доехать до Октябрьского, чтобы попасть на длинный пляж. Но в результате, до Пудожи добрался уже на грани, когда нужно было принимать решение. Решил ехать на Чёрный мыс. Купил в магазине вкусняшек для праздничного ужина и направился к озеру. Онега встретила вечерним штилем, огненным закатом, ласковой волной, шорохом песка и шумом прибоя. Счастье есть!

 

 

Солнце село, на небо вышла полная луна…

 

Днёвка и сюрпризы природы.

на следующий день я впервые никуда не ехал. Сидел, читал, собирал грибы, купался. Онега дарила чувство достижения цели, покоя и внутренней гармонии. С озера доносился ровный шум прибоя, поднялся небольшой ветер.

 

 

 

Я смотрел на мыс, и было желание собраться и пойти в сторону Бесова Носа, но с моим грузом и слабой цепью это была бы явная авантюра. Высокая вода сократила береговую полосу до минимума, и это усложняло прохождение

 

 

С полудня небо стало затягивать, пошёл мелкий дождик. Я закрепил тент и, глядя со стороны, радовался, какой образцово-показательный лагерь я устроил)). К вечеру заложил побольше дров в костёр, пофотографировал причудливые природные явления и, не дожидаясь заката, лёг спать под мелкую дробь дождевых капель.

 

 

Ночью проснулся от громкого шума ветра, почти грохота. Это резкий порыв ветра ударил с Онеги. Яркая вспышка озарила поляну - ветер раздул тлеющие угли костра, но дождь тут же погасил его. Палатка сгибалась и дрожала, ветер бил по ней, а тент захлопал и сорвался с креплений. Онега штормила. Кое-как одел дождевик (хорошо, что есть привычка не разбрасывать всё на улице, а складывать под полог), выглянул на улицу, оторвал остатки бечёвки, удерживавшие тент и подмял его под себя. В темное ревел ветер, озеро грохотало волнами, сосны раскачивались и гнулись, шумя кронами. Стало не по себе, я завернулся в тент и некоторое время сидел на наветренном краю палатки (чтобы её не сдуло) пытаясь соображать, что же делать. Мысли разные – "Если я живой, то значит ничего ещё не произошло", "Сколько это продлится, час или день? Спать то хочется всё равно", "Сосны, вы же крепкие парни, да? Ведь не упадёте на меня и на мотоцикл?" и всё в таком духе. Минут двадцать сидел, пока не стал замерзать, ведь промок я сразу. Придумал три варианта. Первое – забить на всё и лечь спать. Ведь палатка со мной точно не улетит, к тому же ветроустойчивость "Ладоги-2" на высоком уровне, проверено неоднократно. Второе – сидеть, следить за соснами, которые стоят с наветренной стороны, и если начнут падать, то линять быстро и в нужном направлении. Но мотоцикл надо бы отогнать в безопасное место, а то как отсюда потом выезжать. Третье – перенести палатку на полсотни метров вглубь леса, как сделал Борода в этом же месте два года назад. Решив, что это самое правильное, сходил разведал подходящую траекторию перемещения палатки. Палатку не нужно было нести, она двигалась сама, стоило только приподнять её. Оставалось только корректировать направление. В глубине леса ветер уже был не так силён, сосны шумели где-то вверху и не раскачивались, как те, что на самом берегу. Лишь дождь барабанил по палатке. Закрепив полог на новые колышки, я забрался внутрь и вскоре уснул сном младенца.

Утром проснулся на час позже обычного. Онега штормила, но дождь уже прекратился. На отменно синем небе проплывали величественные облака. Как будто и не было ночного кошмара.

 

 

Решив, что пора, наконец, возвращаться домой, собрался и пустился в обратный путь по береговой полосе. След мотоцикла недолго держался на песке, вскоре его замыли онежские волны.

 

 

Будет Карелия сниться.

Позади Вытегра и одноимённый грейдер. Неожиданно возникает указатель – "Петрозаводск столько км направо". Ага, это через Вознесенье. Минута раздумий и поворачиваю по указателю - поход продолжается! Вскоре я уже стоял у реки Свирь в ожидании парома.

 

 

Парень, командовавший погрузкой, живо интересовался мотоциклом, за разговорами время пролетело незаметно и вот мы уже на той стороне. Съехал с парома самый первый и долго двигался по отменному грейдеру в одиночестве, без пыли и обгоняющих машин. Чтобы пополнить запас воды, свернул к озеру. Смотрю по навигатору, а стою я сейчас как раз напротив того места откуда уехал утром. Только на другом берегу. Здесь мне понравилось, постарался запомнить координаты.

 

 

Еду и понимаю, что ждёт меня очередное приключение. Ещё до похода прочитал, что в глубине лесов находится Ионо-Яшезерский монастырь, вернее то, что от него осталось. Четких описаний подъезда у меня не было, только координаты, но всё же решил попробовать найти его. Навигатор прописал кратчайший путь и я последовал ему. Повернув в Шелтозеро, без труда добрался по грунтовой дороге до Матвеевой Сельги. По пути фотографировал, показавшееся интересным – разрушенную церковь, старые дома.

 

 

Далее нужно было выбирать – накатанная дорога уходила в сторону, малоезженная прямиком к цели. Поехал по ней. Покрытие плотное, местами видно мощение камнем, в котором даже проезжавший когда-либо транспорт не продавил сколь-нибудь заметной колеи. По сторонам малина растёт со спелыми ягодами и кусты шиповника. Такое ощущение, что я на той самой монастырской дороге. Но недолго счастье длилось, через пару километров упёрся в лежащую поперёк большую ветвистую осину без вариантов объезда. Обычно так егеря делают, перегораживают проезд, чтобы зверя не беспокоили. Мне ничего не оставалось, как развернуться и пытаться проехать другой дорогой.

 

 

Снова пытаюсь проехать по другой дороге. Мимо кладбища, соснового бора, углубляюсь в лес уже на четыре километра. Но на пути возникает следующее препятствие – заболоченная колея. Попытался немного проехать, тяжело. Прошёл вперёд, и за сто метров и за триста, одна и та же картина. Возможно, что где то будет повышение и ехать станет легче, но биться здесь я буду до скончания века. Поэтому разворачиваюсь… и не попадаю в свой след, сажусь рядом в мокроту. "Ерунда, - думаю, - у меня же Петрошина".  Действительно, сначала мотоцикл двигался, потом дела пошли хуже. Хода нет, а с места никак не стронуться. Выбравшись на бровку, не удержался и уронил мотоцикл плашмя в глинистую жижу, с большим трудом поднял. Стоит мой Сказочный в колее, переднее колесо на бровке, а задним шлифует веппскую глину, перемалывая траву и ветки, и ни с места. Пришла пора применить технические средства самоспасения. Достаю полиспаст, цепляюсь за мот и ближайшее дерево и начинаю тянуться. Напрягаю шнур, щёлкаю передачу и проползаю полметра-метр. И так много раз, пока не достиг более менее плотного дна. Следующую лужу легко преодолел ходом. Странно, но почти не устал. Потому что и не напрягался))).

 

 

Укладывая верёвки, посмотрел на свернутые в сумке понтоны и подумал – "Всё пригодилось, разве что поплавать не пришлось". Лучше бы я этого не делал, так как через полчаса я лежал прижатый мотоциклом, и не знал откуда придёт спасение...

Экспедицию к монастырю я был вынужден признать неудачной. Солнце клонится к горизонту и пора вставать на ночёвку. Проезжаю Малую Сельгу и пытаюсь найти подходящее место. Вижу на карте небольшие озёра и съезжаю на первую же отворотку, которая однако вскоре заканчивается тупиком. И тут, задумавшись, не удерживаю мотоцикл и падаю на бок, причём так неудачно, что левую ногу не вытащить и не повернуть. Сидеть могу только в неудобной позе, ничего толком сделать не могу. Как лиса в капкане. Время идёт, надо что-то делать. Пытаюсь поднять мотик за руль, сразу становится больно прижатой ноге, поднимать нужно наоборот, за колёса. Но ни сил ни возможности для этого нет. И тут мой взгляд падает на понтоны – вот оно, спасение! Достал один из них, развернул, подсунул под переднее колесо насколько возможно, сидя качаю руками насос. Со второй попытки получилось! Понтон раздувается и отрывает колесо от земли. Сначала разворачиваю получившую некую свободу стопу в удобное положение, а затем распинываю, расталкиваю правой ногой мотоцикл с его багажом и, наконец, освобождаюсь.

 

 

Надо сказать, что Господь не дал мне возможность сгинуть под мотоциклом или быть съеденным хищниками, находясь в печальном положении. Подстраховал. Буквально через десять минут после моего освобождения, на дороге тормознула "буханка" с лесничими. Оказывается, они видели мои следы в лесу, и это вызвало их озабоченность. Выяснив, что я не браконьер, сменили гнев на милость, даже рассказали, как на самом деле нужно проехать на Яшезеро, поскольку отсюда, как обычно, туда дороги нет. Узнав, где я был и откуда возвращаюсь, расчувствовались – "А может тебе еда нужна? Или, может, по пятьдесят?" Я ответил, что у меня всё есть и совсем не употребляю уже два года, после перелома ключицы. Буханка помчалась дальше, чтобы успеть до закрытия магазина, а я нашёл более мене приличное местечко у другого озера. Рыба плескалась у самого берега и, если бы у меня была снасть, то улов был бы гарантирован. Встретил здесь и закат и восход, прежде чем отправиться в дальнейший путь.

 

 

Завершение похода.

И снова в дорогу, через селения, мимо заброшенных церквей и индустриальных объектов, коих в Карели предостаточно. Проехал через Петрозаводск, повернул в сторону Питкяранты. Шоссе протянулось через типичные Карельские пейзажи, через прозрачные леса, через каменные гряды и скалы, мимо озёр, в которых утонуло небо. С удовольствием позволил себе устроить отдых прямо у дороги, лёжа на тёплых камнях рядом с мотоциклом.

 

 

К трем часам дня достиг водопада Белые столбы на реке Каарнайоки. Круг замкнулся. Два года назад меня сбила машина по пути к нему, и с тех пор жизнь моя изменилась. Теперь и я изменился. Много событий и мыслей, переживаний и решений прошло. И вот я здесь. Я снова чувствую себя мотоциклистом и мототуристом. В походе приходилось принимать решения, действовать, идти незнакомыми направлениями. Я понял, что мне нужно и что доставляет удовлетворение, а чего лучше не делать. Я живой. Спасибо полноводному потоку, что умыл и напоил меня в конце моего пути. Спасибо всем.

 

 

На следующий день я вернулся домой.

 

Эпилог и слова благодарности.

Поход длился тринадцать дней, один из которых днёвка. Пройдено четыре тысячи триста километров. Примерно половина дорог асфальт и половина грунтовые. Много песка в Коми и Архангельской области. Двигался через Ленинградскую, Вологодскую и Архангельскую области, через республику Коми. Завершение по краешку южной Карелии.

Первоначальная цель похода не выполнена, прохождения маршрута вдоль реки Вашка не получилось по техническим причинам. Но другая, самая важная цель достигнута и с материальными ценностями она не имеет ничего общего.

Огромная благодарность всем, кто напрямую или косвенно оказал помощь или содействие, способствующие успешному завершению данного мероприятия.
Спасибо друзьям за их личный опыт, рассказы о путешествиях, советы и практику, привитие нестандартного подхода к решению проблем и иных вопросов. За науку устройства туристического быта, принятия решений и выбора маршрута, за особый взгляд на окружающий мир. За универсальный ножик, он меня неоднократно выручал, за отличные крепкие мотоботы. За снаряжение и идеи его применения.

Спасибо жителям наших северных земель за доброе отношение к путешественникам, спасибо нашей русской земле за красоту и величие. Спасибо Всевышнему, что берёг меня и предупреждал.

Мир удивителен, события и совпадения неслучайны.

 

 

Владимир Шильников (bobas)

22 июля 2012 года – 04 августа 2012 года.

 

 

Просмотров: 434 | Добавил: Bobas
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]