Среда, 24.Апреля.2024, 07:53
Главная » 2012 » Август » 15 » Хождение из Коми в Архангелогородчину (часть 1)
10:52
Хождение из Коми в Архангелогородчину (часть 1)
(или путешествие в поисках себя)

 

 

Случилась беда - я перестал удивляться. Что бы ни со мной не происходило, всё казалось обычным, предсказуемым. Положение усугубляло то, что я совсем не езжу на мотоцикле вот уже второй год. Стоит "Сказочный" в гараже, покрывается пылью, и даже мысли появились продать его и закрыть мототему навсегда…

Нужно было срочно определяться в своих отношениях с мотоциклизмом, поэтому самое правильное решение, это отправиться в мотопоход. А там всё встанет на свои места.

Начал сборы и подготовку. Сначала был полный кавардак, и в голове тоже. С трудом находил нужные вещи в гараже и дома – когда то хранившиеся в привычных местах, они теперь валялись чёрт те знает где. Но время и дело постепенно приводят к порядку и через две недели сборов мотоцикл оказывается вполне подготовленным, снаряжение готовым. Отсутствие обильного финансирования не позволило выполнить всё, что хотелось, но основное было сделано. Маршрут похода тоже созрел. Несколько лет уже засматриваюсь в сторону северо-восточной части Архангельской области. Вот туда и решил попасть кратчайшим путём, с заходом из Коми.
22 июля 2012 года в 9-00 я выехал из Питера, чтобы найти себя на дорогах и наших северных просторах.

 

Начало.

Мотоцикл Honda XR250 был загружен основательно. С собой вёз палатку, спальник, комплект сухой одежды, еду, инструмент, минимум запчастей. Дополнительно взял средства самоспасения (полиспаст, верёвки), пять литров бензина в бутылках, поплавки для преодоления водных преград и комплект правильных колёс. В путь отправился на лысых "докатках", чтобы добравшись до места, переобуться и получать удовольствие на новенькой Петрошине.

 

 

 

В первой части похода нужно было как можно скорее добраться до Котласа, поэтому выжимал максималку на своей большой самодельной звезде – аж целых восемьдесят км/ч по навигатору. Ехал по Мурманскому шоссе почти без остановок до поворота на Алёховщину. На заправке встретил мотоциклиста из Перми. Андрей едет уже третий день, держит путь в Карелию. Успел и промокнуть, и неудачно просушиться (спальник попал в цепь), но настроение боевое. Тоже, заправился и снова скорее в путь.

Свернул на Алёховщину, чтобы проехать красивыми грейдером через Винницу. Далее, при первой же возможности также уходил с асфальтовых дорог, ибо нет счастья глотать километры на ровном однообразном покрытии. Подъёмы, спуски, река Оять протекает справа, лесной склон слева, всё это радует глаза, дышится легко.

 

 

К вечеру достиг Онежского озера, и решил посетить Андомскую гору. Обычно проезжал мимо, время поджимало. Теперь я в свободном графике, не мог не увидеть это чудо природы. Впечатлён.

 

 

Кстати о чудесах и совпадениях – на одной из коротких остановок на обочине, под подножкой увидел гаечный ключик. Ржавенький уже, размер семь на восемь. "Неспроста" – подумал я, и положил его в кармашек сумки. И этим же вечером он мне пригодился. На случай дождя или иной неудобицы взял с собой портативную газовую горелку, чтоб наскоряк чаю закипятить или чего ещё приготовить. При попытке зажечь тут же забился жиклёр, и, чтобы разобрать-почистить, понадобилась именно такая размерность – семь и восемь. Начало удивлениям положено.

 

Вологда.

Накануне похода звонил Володя Борода. Давно мы не виделись. Поэтому путь свой проложил через Вологду. От Вытегры поехал через Липин Бор (никогда ещё тут не ездил). И вот это встреча – на заправке вижу Андрея Широкова и его сына. Едут под Медвежъегорск отдохнуть и погоняться на мотиках. Передаёт приветы питерским и разъезжаемся дальше. Хотел я проехать через Белозерск, но крюк получается с паромными переправами, так что мог бы добраться до Вологды очень поздно. Итак едется тяжеловато, даже в районе Новленского свернул в поле и вздремнул возле мотоцикла минут двадцать. Не сразу в походный режим втягиваюсь, устаю.

 

 

Наконец доезжаю до Бороды. Встреча, обнимашки, разговоры. Каждый о своих планах, житии-бытии рассказал. Немножко постучал молотком – заклепал намертво замок цепи вместо постоянно слетающей запорной пластинки. Володя посмотрел тогда и ещё сказал, что цепь тоже "докатка".
"Да ладно, - говорю – она всего ничего на сорок девятой отработала то." Однако он был прав. Но об этом позже.

 

На Котлас

Прости меня Вологодская земля, ехал я без остановок напрямую. Когда-нибудь специально запланирую неторопливую поездку по города и весям, чтобы насладиться кружевами полей, лесов и рек, чтобы прочувствовать красоту великой частички нашей земли.

В общем, пролетел за день через Тотьму и Великий Устюг и достиг к вечеру Котласа. Лишь короткие остановки в придорожных своротках на чай с земляникой и фотографирование реки Сухоны с красивыми, подмытыми слоистыми берегами. На ночёвку встал на высоком месте возле стариц недалеко от Северной Двины, с видом на Котлас.

 

 

На Яренск.

Несмотря на ранний подъем, опоздал к утреннему парому через Вычегду (в восемь утра). Пока разбирался с навигацией, пока тупил в городе, путался в направлениях, паром уже ушёл. Всего то на восемь минут не успел, жалко. Следующий только в десять. Сижу жду, вникаю в ситуацию. Паром вернулся и привёз пару машин и молоковозку. Ещё немного посидел, купил свежего молока, поговорил с водителем. Оказывается, что есть понтонный мост, но только в Коряжме, это километров тридцать вперёд. Прикинул, что в десять я точно буду на том берегу и впоследствии так оно и оказалось. Не стал я дожидаться переправы и поехал. На шоссе движение в сторону Котласа плотное, все едут на работу. Котлас большой промышленный город.

 

 

В Коряжме снова дозаправился и выехал к переправе. Движение реверсивное, регулируется светофором. У въезда шлагбаум и домик с кассой – переправа платная. С меня денег не взяли (поскольку мотоцикл маленький))).

 

 

Вскоре я уже ехал по дороге, ведущей в Яренск (ударение на первую букву). Жаль что не удалось посетить Сольвычегодск, он остался позади, но основная часть похода должна начаться с Яренска, туда я и спешил.

Проехав километров двадцать, я решил переобуться. Дорога к этому располагала – неплохая гравийка, немного песка, спрямленная, довольно ровная. Старая дорога идёт вдоль реки, но по ней, наверное, уже никто не ездит. Расположившись на остановке, снял надоевший лысый треллеборг и одел новенькую петрошину, причём сзади "пятёрка" – всякое может случиться, а лучше резины для таких "всяких" случаев нет))).

 

 

Под колёса побежала дорога. За Харитоново обещали ухудшение – я этого не заметил. Езда на петрошине довольно своеобразное занятие – на хорошей дороге едет плохо, на плохой - хорошо. Одно другое нивелирует, и всякой ерунды под колёсами просто не замечаешь, только газу поддаёшь, чтобы исправить нестабильность и ошибки в вождении.
На переправе мне сказали, что на участке перед Ларионово будет "кирпич", типа дорога закрыта, но при этом все ездят. Просто идет завершение работ и транспорт пока не пускают. Я так и сделал, поехал прямо. Вскоре местность оживилась, стали попадаться селения, справа видна река.

 

 

Фатальный случай.

Достигнув Яренска, заправился снова и готов был идти в сторону Усогорска. Прикрепил на "приборную панель" листки с маршрутом через Усть-Очею, Едву и Междуреченск по лесовозным бетонкам (спасибо сыктывкарским друзьям за подсказанный путь). Первые километры не принесли ничего нового – та же гравийка хорошего качества – легковушки ездят без проблем. Пройдя километров двадцать, решил смазать цепь (хотя на песчанных дорогах это бессмысленно и даже вредно, тем не менее вдруг решил сделать это). И вижу, что на цепи не хватает роликов. Вот сюрприз… Стал считать, семь или восемь звеньев, на первый взгляд. Надо было решать проблему, поэтому покатился потихоньку до первой же лесной стояночки со скамейками. Там разъединил цепь (с заклёпанным замком, кстати), заменил шесть звеньев (больше в запасе не было), остальное раскидал поровну по всему расстоянию. Ехать пока можно, но пускаться во все тяжкие уже заказано. Так хорошо выстроенный маршрут полетел в топку. Обидно. Если не найду новую цепь, то путь только один –домой, медленно и печально… С такими грустными мыслями и заснул, а на улице пошёл дождик.

 

 

На маршруте

Утро встретило солнышком, приободряя. Ну что ж, значит пора в путь. Двинулся не торопясь, видно у меня судьба такая, беречь трансмиссию. Дорога не внесла нового – та же приличная отсыпанная гравийка. Понравился мост через ручей – новенький, края отсыпаны гранитной щебёнкой явно нездешнего происхождения. Это даже вызвало воспоминания о посещения амазонитового карьера в прошлом году.

Через двадцать с лишним километров повернул налево и началась обещанная бетонка. Это колея в два ряда плит метровой ширины, а слева (иногда справа) полоса песка или грунта, т.е. дорога двухполосная. Летом автомобили предпочитают ездить по грунту, а в мокрое время года скорее всего по плитам. Пока приноравливался к движению, упал по своему обыкновению. Не удержался, слетел между плитами и некоторое время скрежетал металлом, разбрызгивая воду. Мотоцикл отделался царапинами, а я мокрыми ногами, что впрочем уже не имело значения, поскольку снова пошёл дождь уже до самого вечера.

 

 

На самом деле, ничего особенного в этой дороге нет. Ехал в основном по плитам, поскольку на песке нагрузка на цепь выше. Ещё утром я стравил воздух из перьев вилки, чтобы она стала мягкой и не била в руки. При этом увеличилась продольная раскачка, но к этому быстро привыкаешь. Неровности мотоцикл глотает отменно.
Изредка встречается встречный транспорт, один раз меня обогнала Газель. Если впереди идёт большой грузовик, грохот слышен издалека, будто работает большой завод. Я успел воды из ручья набрать, прежде чем он появился в  пределах видимости. Мотоцикл же работает очень тихо, поэтому два человека в одинаковой темной одежде заметили меня довольно поздно и ретировались в кустарник, когда я уже подъезжал. Стояли и глядели снизу из-за ветвей.
Смотреть по сторонам абсолютно не на что, под колёсами не пойми что, съездов в стороны почти нет. Этот отрезок пути нужно проезжать без остановки, как многие и рекомендуют. Я поступил также. И кажется, что бетонки мне теперь будут сниться – целый день мотоцикл верх-вниз и я с ним тоже.

 

 

После поворота на Едву пошла новая отсыпанная дорога. Покрытие свежее, песок местами рыхлый. Пришлось осваивать новую для себя технику вождения. Раньше я панически боялся песка, теперь же это стало неизбежностью, когда-нибудь приходится начинать новую жизнь))). На ночёвку встал в совершенно безыдейном месте, на старой дороге ведущей к реке, но другого я просто не смог найти. Продолжался дождь.

 

 

Мысли бродят в голове, думы разные. В путешествии должен быть своего рода ключ, сверхидея. Раньше, для меня этим было путешествие вниз по реке Вашке. Для этого я так торопился. Теперь же, в связи с новыми техническими обстоятельствами, моя цель откладывается и надо решать, каким будет поход дальше, какой проложить новый маршрут. Ясно одно, что дальнейшее продвижение вперёд уже рискованно и двигаться нужно в сторону дома. Как и что я увижу на этом пути, вот это и нужно будет решить в ближайшее время.

 

Новые надежды.

Утро без дождя уже большое счастье. Собрался, доехал до Усогорска. Первым делом разыскал магазин автозапчастей и разузнал про все торговые точки, в которых могут продаваться мотозапчасти. С третьей попытки повезло, на площади нашёл вагончик с вывеской "мото". Меланхоличная девушка за прилавком на мой вопрос "А есть ли у Вас цепь для Ижа?" потребовала уточнить "Для какого Ижа?". Я был слегка озадачен, ведь ходовая у них одинаковая! Всё в том же умиротворённом стиле продолжил беседу: "Для Планеты, на улице стоит" и получил утвердительное – "Есть". "Дайте две!" – обрадовался я (одной цепи мало, коротка). Приобретя заветное и рассовав по багажным сумкам стал решать, а в какую сторону мне двигаться? Дело в том, что во время поисков магазина, мне удалось поговорить с местными жителями, и все в один голос говорили, что если хочешь попасть в Лешуконское, можно легко доехать до Пыссы и, переправившись через реку, двигаться дальше – дорога хорошая. Посмотрев на цепь-погремушку, смазав её для приличия, решил, что попытаться надо, ибо надежда на интересное продолжение снова ожила. По крайней мере у меня уже есть что поставить в случае полного разрушения цепи. Прикинув километраж, заправил полный бак. В итоге у меня запас хода с учётом пяти запасных литров, по предварительным оценкам, около четырёхсот километров и этого должно хватить с запасом. Ещё две бутылки не стал заправлять.

По устным сведениям, мне нужно было немого проехать по бетонке и свернуть налево. Немного это сколько? Десять километров? Тридцать? Сто? Ладно, посмотрим, дорога то одна. Перемахнул через мост, кстати через Мезень (река имеет очень извилистое русло и получается так, что верховья протекают совсем недалеко от уже полноводной части. Это хорошо видно на карте). Вышел на бетонку, "помчался", насколько позволила гремучая цепь.

 

 

Проехал поворот на Кослан, двигаюсь дальше. Бетонка широкая, двухполоска, в меру ровная. Но вот почему то левая полоса ровнее чем правая. Впрочем это общая тенденция для всех дорог без исключения, куда бы ты не ехал…

Долго ехал, километров семьдесят, пока не добрался до своротки налево, ведущей по карте в Малую Пыссу. Однако она почти не наезжена, и через полтора километра пошла по заболоченной местности. Так, легковушки тут совсем не ездят, не угадал. Вернулся обратно, попробовал вычислить ещё один путь. Та же история, только путь преградил "мостик" из щепы. Я то могу проехать дальше, но вполне возможно упрусь в брод или в болото, а с гружёным мотоциклом преодолевать это будет слишком тяжело. Снова вернулся обратно. Пытаюсь угадать в карте возможные варианты прохождения, осматриваюсь.
В этих местах люди пропадают. Объявление с фотографией - ушёл в лес и не вернулся, нашедшим останки или фрагменты одежды просьба сообщить… С тайгой не шутят.

 

 

Решил двигаться в обратном направлении чтобы найти нужный поворот. Мой путь по однообразной дороге скрашивали зайчики, перебегающие по диагонали, да тетёрки, летящие впереди. Причём долго летят, метров по двести. Кажется, что добавь газу и можно схватить её за хвост, но что-то меня останавливает от этого. Вдруг навстречу едет "пятёрка", моргает фарами, требует остановиться. За рулём дядечка, уже в годах. Разыскивает пропавшую на прошлой неделе лайку (это его объявление было изображено на будке-беседке у своротки). Спросил куда еду. Узнав что в Малую Пыссу, сказал, что можно проехать через девяносто второй километр. "Там на "буханках" ездят, только лежнёвка неприятная и болотинка одна имеется". Я говорю что гружёный, получится ли? – "Ты, на таком мотоцикле, проедешь!". Ну раз велят ехать, значить надо))). Попрощались, разворачиваюсь, еду. Вот и указатель на Вернемезенск, мост и наконец действительно накатанный поворот влево в лес.

 

 

Для начала под колёса ложится колейная бетонка. Поворот вправо - и пошла лежнёвка. Ехать можно, если не спешить. Снова поворот и дорога становится гораздо лучше, шире. Если какие то засады и случаются, то смотри сразу – где то должен быть объезд. Постепенно песка становится больше, рассыпчатей, глубже. Еду по кромке леса – там плотнее, или объездками. На одной из них обнаружил следы "боггера" – джиперского колеса, серьёзные ребята тут ехали, а поверх него мотоциклетный след, причём на дорожной резине – и наши не лыком шиты))). Добавил рядом свой след, расписался как бы в книге дорог.

 

 

Неожиданно начался "пальник" – горелый лес, и дорога стала совсем песчаной. Песок сыпучий, глубокий, единственная колея посередине. Для себя я прозвал это место Дакар, потому что медленно ехать невозможно, только ходом. Упал конечно, разок, как же я без этого-то.

 

 

Пальник закончился, пошла обычая лесная дорога и вскоре должна была показаться деревня. Въезжать в неё под вечер я не стал, а стал искать место для ночёвки. Выехал к одной из проток Мезени и на меня тут же набросились комары. В результате устроил лагерь на противоположной стороне от дороги в прозрачном сосновом бору, продуваемом ветерком. Погода под вечер наладилась, светило вечернее солнце и это был один из самых лучших вечеров в походе. В палатке, установленной на мягком ягеле, снились удивительные, сказочные сны.

 

 

Надежда умирает последней

И всё же пришлось повернуть обратно. Под занавес такого интересного дня, ещё на песке среди пальника, в баке закончился бензин. Пришлось переключиться на резерв. В тот момент я никак не мог объяснить данный случай, по пробегу бензина должно было хватить ещё надолго. И в своих сказочных снах я пытался вычислить, хватит ли теперь топлива? По всем расчётам не хватало. Тогда посчитал вариант сплава вниз по реке из расчёта теоретической скорости течения один метр в секунду. За десять часов получилось бы тридцать шесть километров. Чтобы сэкономить недостающую по топливу сотню километров мне пришлось бы плыть три или четыре дня, а это непозволительная роскошь. Поэтому, как ни было грустно, я взял обратный курс, чтобы вернуться по дороге, которую прозевал тогда при выезде из Усогорска.

Судьба делает знаки, игнорировать которые выходит очень дорого, и важно понять их, увидеть, что является причиной, а что следствием. Много раз в походе такое было, и я поверил в неслучайность событий и совпадений. Ибо так оно и есть.

Так и сейчас. Стою на берегу Мезени, вижу тот берег, вижу дома, дорогу, которая ведёт к первоначальной цели, но понимаю, что отправиться туда не смогу. Даже если найду бензин (а здесь его в продаже нет, каждый привозит для себя и только под свои нужды), то во время непростого пути уставшая цепь скажет своё последнее слово, и добро, если только порвётся и слетит, а может и картер заломать. Запасная ижевская для силовых упражнений совершенно не годится, как потом окончательно убедился.
В общем, остались Большая и Малая Пысса и река Мезень в моей памяти как символ последней надежды, и осталось желание вернуться, чтобы продолжить свой путь.

 

 

 

Продолжение следует

Просмотров: 1467 | Добавил: Bobas
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]